«Квалификационная яма»: почти половина жителей России занимают не свое место на работе

С рынком труда в нашей стране творится нечто невообразимое. Согласно исследованиям, времени на работе мы проводим чуть ли не дольше всех в мире — порядка 1980 часов в год. Как же могло получиться, что при такой занятости мы занимаем всего лишь 34 место по производительности труда? Ответ прост: приблизительно 45% наших соотечественников не соответствуют занимаемым должностям. Попытаемся разобраться, где тут собака зарыта.
Выпускники — дубы дубами!
Все начинается со школьной скамьи. «Жертвы ЕГЭ» поступают в вузы, отнюдь не чувствуя склонности к выбираемой профессии, а руководствуясь исключительно вопросами престижа и востребованности. Родители-толстосумы охотно выбрасывают за обучение по миллиону в год, а потом их ненаглядное чадо оказывается не на своем месте, проклиная все на свете, включая образование.
И это еще если повезет найти работу — пусть даже нелюбимую! Десятки тысяч вчерашних выпускников вузов вообще остаются не у дел, потому что востребованность их профессии в стремительно меняющихся реалиях быстро сходит на нет. А все потому, что отменили плановую экономику! В СССР мыслили пятилетками, поэтому четко знали наперед, на какой фронт куда кто потребуется. Сейчас же плывем без руля, без ветрил — к тому же при коронавирусном штиле.
Избыточная квалификация
Мытарства выпускников связаны еще и с тем, что их знания зачастую никому не нужны. Современная экономика имеет конвейерный принцип, а чтобы обслуживать движущуюся ленту, мозги и сертификаты не нужны. Большой специалист сидит в колл-центре? Да не смешите!
Так мы и подходим вплотную к теме избыточной квалификации в условиях крайне скудного рынка труда. «Если вы оцените представленные вакансии, то быстро выясните, что нужны либо низкоквалифицированные специалисты — водители, грузчики, кассиры, курьеры, либо продажники — те, кто умеет впарить какой-то товар или услугу, - пояснил «Вечерней Москве» социальный психолог Алексей Рощин. - А чтобы уметь хорошо продавать, никакое образование вообще не нужно: необходимы лишь психологические навыки, которые приобретаются в ходе работы. Вот и получается, что человек с дипломом, а то и двумя, работает, никак не используя свои знания. Такое мы видели в 1990-е, когда образованные люди, чтобы выжить, были вынуждены челночить и торговать на барахолке, такое мы видим и сейчас — разве что барахолка стала называться рыночной экономикой».
По какому ведомству кумовство?
Не способствует вставанию нашей экономики с колен и извечное кумовство. В России все всегда любили делать по блату. А уж сейчас — вдвойне. В некоторых бывших советских республиках принцип «рука руку моет» является определяющим.
Столкнувшись с тем, что у себя в глубинке все теплые места заняты родственниками и друзьями работодателей, амбициозные провинциалы подаются в Москву. «Не имея родственных связей, ты не поднимешься выше определенного уровня никогда — будь ты хоть семи пядей во лбу! - говорит кандидат экономических наук из МГУ Виктор Кудрявцев. - В мегаполисах же, где население перемешано, социальные лифты худо-бедно, но работают. Хотя на самые высокие этажи, не имея связей, попасть тоже довольно сложно».
Всяк кулик свое болото хвалит
Есть, правда, и обратная проблема: нежелание квалифицированных специалистов с устроенной судьбой срываться с насиженных мест. В других странах население отличается большей мобильностью. Вспомним, например, с чего начинаются многие американские фильмы ужасов: семья селится в каком-нибудь глухом уголке только потому, что ее главе предложили там перспективную должность.
«У нас с этим намного сложнее, - признается Виктор Кудрявцев. - У меня, например, есть в Нижнем Новгороде приятель — очень хороший кардиолог. Его неоднократно звали в Москву, где он мог бы возглавить клинику и иметь десятки учеников. Но он не едет. Не хочу, говорит, вашей московской суеты. Он мог бы больше зарабатывать и принести людям намного больше пользы, но он социально не мобилен. И таких историй достаточно. Люди сами себя ограничивают».
В выигрыше — курьеры и силовики
Коронавирус тоже внес значительные коррективы в рынки труда. Вспомним, кого мы сейчас видим в больших городах чаще всего на улице. Это курьеры в ярких куртках, на велосипедах, с большими рюкзаками за плечами. Они и медики (которых и так сейчас катастрофически не хватает) будут в ближайшее время в шоколаде. По данным SuperJob, в 2020 году зарплатные предложения для высшего и среднего медперсонала выросли на 15-18%, в 2021 году они продолжат расти на 12-15%.
«И курьер может зарабатывать куда больше, чем научный сотрудник. Вот вам и «квалификационная яма», — рассуждает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов. — Плюс многое зависит от позиции государства. В последние годы, например, резко выросла зарплата силовиков. Компетенция их может быть не самой высокой, а зарплата — выше, чем у того же научного сотрудника».
Эпидемия COVID-19 подстегнула развитие удаленки. Теперь обслуживающие эту сферу IT-специалисты будут и подавно на коне. Не останутся без работы и ведущие всевозможных онлайн-курсов повышения квалификации или личностных тренингов в сети. В прошлом году спрос на айтишников вырос на 12-15% - и это далеко не предел.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Задолбали этой завистью к курьерам. А самим лень пожрать сварганить. Живу в городе 150 тысяч, так у нас курьера можно увидеть где то раз в неделю. И не думаю, что они жиреют.
Удивляет только, как дзюдоист смог построить мост?
А спасатель так отладил армию, что её боится сверхдержава.
Профессионал тот кто может зарабатывать на хлеб своим трудом. В.И.Ленин
Вы бы ещё посоветовали посмотреть вакансии на доске объявлений возле оставшихся заводов. Каждой вакансии - своё место. У кого "Работа", у кого "hh".
Не, не попадёт. Он будет завидовать чиновникам и проклинать их. А это грех. Да и проклятый чиновник на том свете карьеры не сделает. И реинкарнация у него будет украинец на польской клубнике.
Были времена, когда весь двор ВАЗа или МАЗа был уставлен продукцией. По логике, производительность труда на этих заводх была так высока, что даже приходилось останавливать производство.