У школы отнимут функцию оценки знаний?

В документе отмечается, что сейчас "независимая оценка" проводится юридическими лицами (в том числе самими школами). Но в России есть федеральные государственные образовательные стандарты, требования, типовые и примерные образовательные программы, и именно по ним нужно все оценивать. Предлагается наделить федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ полномочиями по проведению "независимой оценки". Они установят порядок и все требования. А для предотвращения конфликта интересов к "независимой оценке" будут привлекать "независимых экспертов" и "независимые экспертные организации".
Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями школ, смогут применять результаты "независимой оценки" для оценки деятельности школ и осуществлять контроль над устранением недостатков, которые выявят "независимые эксперты". Причем школы могут быть лишены аккредитации, если они не подчинятся указаниям по результатам независимой оценки. Директор в этом случае еще больше становится исполнителем указаний чиновников и надзирателей. Учебный процесс — ничто, а вот удовлетворенность чиновников — все?
Авторы же считают, что это не только повысит уровень информированности населения о "независимой оценке" качества образования, но и повысит качество подготовки учащихся. Каким образом — неизвестно.
Организация "Общественный уполномоченный по защите семьи" (ОУЗС), разобрав законопроект, пришла к выводу, что он по сути лишает школы функции по оцениванию знаний детей, подрывая авторитет педагогов. И вообще, документ исходит из презумпции некомпетентности педагогов.
"Законопроект приведет к тому, что образовательный процесс по образовательным программам будет подменен постоянным натаскиванием на ВПР (поскольку это будет "ключевой" оценщик). Иными словами, вводится ЕГЭ на ежегодной основе с младших классов и до вузов включительно (детали установит Правительство)", — говорится в статье.
ВПР — это Всероссийские проверочные работы, которые во всех школах и всех классах начиная с 4-го (кроме 9-го и 11-го) проводят весной по разным предметам. Они вызывают массу нареканий учителей и родителей, которые жалуются на нервотрепку и срыв учебного процесса в самом конце учебного года. При этом формально для учеников они необязательны, но по факту обязательны, так как сами учителя воспринимают их как оценку своей работы и заставляют учеников писать их. В значительной степени их успешное написание стало условием для перевода ученика в следующий класс.
ОУЗС предполагает, что "внешняя оценка" внедряется по рекомендации Всемирного банка. Также она прямо нарушает сам закон об образовании, в котором к компетенции школ относится "осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения" (ч. 3 ст. 28). Автономия школы нарушается:
"Все "правила работы" школы будут определяться в случае принятия закона типовыми ВПРами, которые лишат учащихся нормального предметного обучения и станут "содержанием" образовательных программ. При этом ПФЗ в случае принятия обогатит составителей сборников для ВПР... Надо понимать, что внешняя ежегодная система оценивания учащихся будет тестовой (путь к дальнейшей деградации школы), безусловно не сможет дать никакой реальной оценки знаний учащихся (как ее не дает ВПР и сейчас), спровоцирует избыточную оцифровку образования, поскольку планируется компьютеризация процесса оценивания".
"Без педагога нет школы: недоверие педагогам в одной из ключевых функций — в оценивании знаний с передачей ее неким третьим "независимым лицам" — это приговор системе образования и ее руководителям", — заключает ОУЗС.
Заслуженный учитель России Александр Снегуров считает, что новшество может привести к развалу отечественного образования.
"Какая еще внешняя оценка? Педагоги отстранены уже от всего, и они, по сути, выведены за рамки педагогического пространства. А это педагогическое пространство забито какими-то ботами, какими-то контрольными, какими-то директивами. Педагог уже находится в стороне... Это очередное насилие над педагогикой. Педагоги и так стонут. Соответственно, будет снижение качества образования и насаждение в школе обстановки отстраненности, испуга, стресса, невроза", — говорит Снегуров.
Школьный учитель информатики Михаил Богданов пишет об "очередной чиновной бюрократической отрыжке, исполненной в формате законопроекта, который лишает школу права самостоятельно исполнять свои прямые обязанности". Он подчеркивает, что закон четко и ясно относит контроль знаний учащихся, за исключением итоговой аттестации, к полномочиям школы; иного прочтения этой нормы не существует. Но чиновники хотят командовать школой, которой не доверяют, поэтому им и нужна "независимая оценка".
"Итогом становится тотальное недоверие к учителям, скотское отношение к ним в обществе и полное разрушение работы школы. Как следствие, весь школьный процесс превращается в натаскивание на "независимую оценочную процедуру", а анализ деятельности школы — в рейтинги по итогам ВПР и ГИА. А дальше спросу за то, что дети ничего не знают, кроме как заполнять бланки ЕГЭ или отвечать на не всегда адекватные задания ВПР, ни с кого нет", — пишет учитель.
Он подчеркивает, что "независимой" оценки не бывает, есть лишь справедливая и профессиональная оценка. А то, что предлагается, — это унижение учителей и разрушение учебного процесса. Власти же одержимы одним — надзирать и контролировать.
"Не тем они заняты! Не могут люди, ни дня не работавшие в школе, осуществлять надзор за деятельностью учителя!" — уверен Михаил Богданов.
Дело не только в недоверии, но и в том, что ВПР абсолютно излишни, они ничего не дают, но только отнимают время, так считают многие учителя и родители. В 2024 году опрос "Актион Образования" показал, что 70% учителей против ВПР. "Это лишний стресс и нагрузка для детей", "они не играют никакой роли для качества образования", "в школе достаточно других форм контроля" — такими были типичные ответы. 77% учителей сказали, что они устают от подготовки и проведения ВПР. На ВПР нет выделенных часов, и их приходится проводить либо вместо "внеурочки", либо вместо какого-то урока, что чаще всего и бывает. При этом часы в конце года отнимаются у других предметов.
Родители жалуются на то, что детей пугают: кто не сдаст ВПР, того оставят на второй год или снизят годовую оценку. Не говоря о странных заданиях на них. Но теперь, если закон примут, ВПР станут очередным дамокловым мечом над школой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Детям которые учатся во вторую смену сложнее организовать свой день, но даже дело не в этом, вторая смена говорит о перегруженности школы со всеми вытекающими последствиями.
Каждый день в России, задерживают в основном за взятки крупного чиновника. Спрашивается, а вообще знания нужны?
И я учился во вторую смену, три класса, ничего страшного.
Наркомом быть хватило.
На ней для этого бордюры перекладывают!