Игорь Растеряев «Круговорот»

Несколько лет назад Игорь Растеряев выпустил песню «Тишина», которая воспринималась как своеобразная вершина его творчества, но при этом ко многому обязывала. В ней музыкант спел о предпочтительности молчания и абсолютной белизны перед песнями и картинами. Понятно, что речь шла о воле Божией, проявлениям которой в мире человек не должен мешать своими измышлениями. Но как удержать столь высокую планку? После такого стоит петь только об абсолютном Божественном Свете и движении к нему человека. Именно этому и посвящен новый альбом Игоря Растеряева «Круговорот».
Невечерний свет открывается человеку разве что в момент смерти. Отсюда — обилие в альбоме песен, посвященных уходу близких людей. Открывается диск стихотворением-эпитафией дядька. О смерти простого электрика Игорь Растеряев натурально кричит, но это оправдано драматургией произведения, потому что герой прощается со своим родственником сквозь грозу. В конечном итоге, «дядька» отправляется чинить небесное электричество, ну а Игорь Растеряев делает всеобъемлющий вывод, который становится ключом ко всему альбому: «Чтобы, идя на тот свет, тут оставлять свой».
В этом и заключается тот самый круговорот, суть которого раскрывается во всех песнях альбома. Друг Игоря Растеряева Артем, которому посвящена песня «Памяти друга», «ушёл — чтоб закрутилося новой жизни колесо». Аналогичная ситуация, но уже на языке символов описывается в песне «Снеговик»: скособоченный «последний солдат зимы» тает под мартовским солнцем, чтобы оросить морковное поле — и вернуться благодаря одному из его плодов на радость детворе.
Как бесконечная круговерть описана в альбоме и наша повседневная жизнь, но в этом непрестанном вращении нет у Игоря Растеряева места пессимизму и дурной повторяемости. В заглавной песне «Круговорот» земной путь любого человека интерпретируется через поговорку об «огне, воде и медных трубах», но нам зримо показывают, как в любом из этих сегментов можно оставить другим нечто полезное. В «Песне вахтовика» провинциальный работяга едет за заработком в большой город не только для того, чтобы то же самое через несколько лет повторил его сын, но и чтобы через обычный рисунок, который нарисовал ребенок, передалась частичка чего-то важного и другим поколениям. «Жители 90-х» хоть и вряд ли доживут до 90 лет, но, по крайней мере, пройдя все круги ада, должны остаться настоящими людьми.
Прочерчивая вектор движения к свету, Игорь Растеряев ни на миг не забывает и о земле. В «Снеге» белая пороша открывает красоту родных просторов и дарит герою возможность первым оставить на ней след — чтобы за ним, видимо, смогли пройти и другие. В «Лесе» примерно та же ситуация вырастает ддо масштабов всей России, которая умеет обогреть всех, кто в этом нуждается, но отвечает ей черной неблагодарностью. Не делает однозначных выводов музыкант в двух произведениях об СВО - «Возвращение» и «Снег», однако в необходимости оставаться со своей страной до конца он не сомневается («С одною правдой - коль стран твоя на крае, уже ни правды, ни страны не выбирают»». Только так можно отправиться прямиком к Солнц — вслед за заглавным персонажем «Сокола».
Диск «Круговорот» - большой шаг вперед не только в плане текстов и обшей концепции, но и музыкальном отношении. Игорь Растеряев дозированно задействует в песнях флейту, трубу, гитару и клавишные, там, где это действительно необходимо и, как правило, в момент описания вхождения героев в высшую реальность. После такого альбома хочется стать хотя бы на каплю лучше — перестать молоть попусту языком и начать тщательнее обдумывать каждый свой поступок еще до того, как его совершил…
Комментарии читателей Оставить комментарий