ТЭК России вчера и сегодня

Инвестиции в инновационное развитие и модернизацию ТЭК позволяют стране занимать лидирующие позиции на мировом рынке и участвовать в формировании глобальной энергетической повестки.
Российский ТЭК: задачи и планы
На сегодняшний день приоритетными задачами топливно-энергетического комплекса являются бесперебойное обеспечение внутреннего рынка качественными энергоресурсами, обеспечение максимальной добавленной стоимости, развитие глубокой переработки нефти и газа, достижение технологического суверенитета соответствующих отраслей.
Особое внимание уделяется расширению географии экспортных поставок. Так, Россия намерена наращивать потоки собственных энергетических ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который считается одним из самых динамично развивающихся в мире. Согласно стратегическим планам, к 2030 году экспортная доля энергоресурсов в государствах АТР увеличится с 49% до 76%. Этот шаг, в первую очередь, направлен на снижение зависимости от традиционных рынков и укрепление геополитического влияния нашей страны.
Для достижения этой цели Россия активно работает над созданием механизмов, упрощающих логистику. В том числе инвестирует в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, наращивание дружественного флота. Так, строятся новые современные трубопроводы, расширяются портовые мощности, модернизируются существующие объекты.
Еще одним важным направлением является создание финансового фундамента, включая систему платежей и страхования.
Комиссия ТЭК как координатор деятельности сектора
В 2012 году для обеспечения эффективной работы ТЭК, решения стратегических задач и координации усилий всех заинтересованных сторон была создана профильная комиссия по вопросам воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики. Она занималась выработкой стратегий и мер для устойчивого развития отрасли, решением проблем, связанных с освоением новых месторождений и повышением энергоэффективности производства.
Продолжительный период в работе комиссии участвовал Устинов Антон Алексеевич. По его словам, важной вехой в развитии ТЭК стало введение в 2015 году «большого налогового маневра». Данная мера предполагала поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат.
Антон Устинов имеет большой опыт работы в государственных структурах. Он содействовал обеспечению эффективной работы целого ряда федеральных ведомств. В том числе Министерства промышленности и торговли (за исключением ОПК), Минэнерго, Министерства природных ресурсов (а также Росприроднадзора, Роснедр, Федерального агентства водных ресурсов) и Ростехнадзора.
В комиссию в разные годы входили представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих отраслевых компаний, научно-исследовательских институтов и экспертного сообщества. Такой состав обеспечивал комплексный подход к рассмотрению вопросов развития ТЭК, учет интересов всех игроков отрасли и принятие взвешенных решений, основанных на глубоком анализе ситуации и прогнозировании будущих трендов.
Ответственным секретарем комиссии был президент «Роснефти» Игорь Сечин. Еще 10 лет назад в одном из своих выступлений он говорил о необходимости развития топливно-энергетического комплекса на востоке страны и создания в этом регионе нового крупного центра нефтегазодобычи.
Помимо должности президента ПАО «Роснефти» Игорь Сечин занимает пост зампредседателя Совета директоров компании. Под его руководством ПАО является одним из лидеров российской нефтяной отрасли, а также входит в число крупнейших игроков мира по запасам и добыче углеводородов. Ранее Игорь Сечин был вице-премьером российского правительства, а также помощником главы государства.
Также в комиссию входили бывший заместитель министра энергетики России Павел Федоров, основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов, первый замгендиректора «Ростеха», Владимир Артяков, председатель правления «РЖД» Олег Белозеров, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и др.
В 2015 году премьер-министр Дмитрий Медведев реорганизовал комиссию. Вместо нее в структуре правительства были образованы две другие — по вопросам ТЭК и повышения энергетической эффективности экономики, а также по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Главными задачами стали обеспечение согласованных действий по разработке и реализации принципиально важных направлений госполитики в сфере ТЭК, разработка основных векторов совершенствования правового регулирования в этой отрасли, рассмотрение предложений о ее структурных преобразованиях.
Итоги 2023 года и ожидания от 2024-го
В 2023 году в условиях серьезного внешнеполитического давления отечественный топливно-энергетический комплекс продемонстрировал свою устойчивость и способность эффективно адаптироваться к новым реалиям. Несмотря на беспрецедентные вызовы, с которыми столкнулась отрасль, ТЭК сумел обеспечить бесперебойное снабжение энергоресурсами как внутренний рынок, так и зарубежных партнеров. В течение всего года существенно менялись логистика поставок энергоресурсов, клиентская база и система продаж.
Динамичное развитие показала нефтяная отрасль. В этом направлении проводилась интенсивная работа по расширению ресурсной базы, совершенствованию перерабатывающих мощностей и созданию новых объектов инфраструктуры. Благодаря масштабным геологоразведочным изысканиям удалось добиться впечатляющих результатов в части открытия новых месторождений углеводородного сырья — всего было обнаружено 43 перспективных участка.
Наибольший вклад в прирост ресурсной базы внес Приволжский федеральный округ, где были открыты 34 нефтяных месторождения и одно газоконденсатное. Что свидетельствует о высоком потенциале региона и эффективности применяемых технологий поиска и разведки углеводородов.
Помимо Приволжья, значительными успехами отметились и другие регионы страны. Так, новые месторождения были обнаружены в Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе, Иркутской и Томской областях. Особого внимания заслуживает открытие новых ресурсов в акватории Каспийского моря, что подтверждает перспективность освоения шельфовых месторождений. Суммарные запасы, приходящиеся на новые месторождения, оцениваются в 43,56 млн тонн нефти, 145,5 млрд кубометров газа и 24,5 млн тонн конденсата.
Уровень добычи газа в 2023 году составил 636,7 млрд кубометров, что на 5,5% ниже показателей предыдущего года. Экспорт трубопроводного газа достиг 91,4 млрд м³, а экспорт сжиженного — порядка 43,6 млрд м³.
Стоит отметить динамику добычи газа на шельфовых месторождениях. В 2023-м этот сегмент показал рост на 10,9%, достигнув показателя в 34,5 млрд кубометров.
В газовой отрасли продолжился ввод новых месторождений и инфраструктурных объектов. Одним из знаковых событий стала добыча первого миллиарда кубометров газа из юрских залежей Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на полуострове Ямал. Оно является ключевым ресурсным центром для завода «Ямал СПГ», играющего стратегическую роль в наращивании производства и экспорта сжиженного газа.
Добыча угля по итогам 2023 года составила около 438 млн тонн, экспорт достиг порядка 213 млн тонн. Поставки угля в Китай выросли почти на 52% по сравнению с предыдущим годом, а экспорт в Индию увеличился на 43%.
Положительная динамика в наращивании взаимодействия с государствами АТР стала возможной благодаря совместным усилиям российского правительства и угольных компаний. Для этого реализуется комплексная стратегия, направленная на развитие инфраструктуры и расширение добычи угля на востоке страны. Вводятся в эксплуатацию новые месторождения, модернизируются существующие добывающие предприятия, расширяется железнодорожная и портовая инфраструктура, что позволяет увеличивать объемы производства и повышать качество продукции.
Что касается энергетического комплекса, то в 2023-м удалось установить новые рекорды, что подтверждает статус ТЭК как надежного фундамента для устойчивого развития экономики страны. Так, по итогам года выработка электроэнергии, как оценили эксперты, достигла внушительных 1151,6 млрд кВт•ч. Это стало возможным благодаря модернизации генерирующих мощностей, внедрению инновационных технологий и оптимизации процессов производства и распределения энергии.
Не менее впечатляющим является показатель потребления электроэнергии, он составил 1139,2 млрд кВт•ч. Такой результат говорит о поступательном развитии экономики, увеличении деловой активности и создании новых рабочих мест.
Импортозамещение
За последнее десятилетие Россия добилась серьезного успеха в снижении зависимости отраслей топливно-энергетического комплекса от импортного оборудования и технологий.
Благодаря целенаправленной политике импортозамещения и поддержке отечественных производителей уровень импортозависимости ТЭК с 2013 по 2023 год сократился с 67% до 38%. Все это говорит об эффективности принятых мер и растущем потенциале отечественной промышленности в обеспечении потребностей энергетического сектора.
По поручению председателя российского правительства создан специальный координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования, в который вошли представители ключевых компаний отрасли. Он призван обеспечить эффективное взаимодействие между производителями, потребителями и государственными органами, выявлять приоритетные направления для импортозамещения и содействовать реализации совместных проектов.
Комментарии читателей Оставить комментарий