«Государство-цивилизация»

Многое в нашей стране сегодня напоминает перевернутый мир. Параллельно, на фоне, мягко говоря, неоправданной для России национальной и миграционной политики, в обществе упорно муссируется еще одна идея, противопоставляющая русских другим народам. Она сводится к известному шаблону – «Россия для русских», являющаяся глубоко порочной, она рассчитана на укоренение в русских головах как ответ на унижение национального достоинства. Наряду с другими мифами эта идея, чуждая национальному самосознанию, уже поработала на развал страны – большой России.
В том, что творится в русских городах, где правит бал нерусский криминал и бесчинствуют национальные анклавы, не виноваты другие народы. Есть вопиющая безответственность и безнаказанность, есть порочная практика потакания криминалу. Манежная площадь – это в первую очередь не национальный, а социальный конфликт. Люди в ответ на беспредел вышли на улицу с элементарным требованием – навести порядок.
Ставка на этничность – это вектор дальнейшего развала России. Это – технология. И она была востребована для дезорганизации СССР. Нельзя допустить ухода русских в узконациональные рамки. Все это – измена нашему национально непритязательному характеру, с ярко выраженным стремлением – облагодетельствовать малых. К тому же подобное провоцирует гордыню, агрессию и нелюбовь, наконец.
Для России западная модель государства-нации является несостоятельной. Она всегда была государством-цивилизацией. Большинство народов, входивших в Российскую империю и СССР, составляли единую цивилизацию, и расчленение ее – противоестественно. Если Россия объявляется моноэтничной, то это «война всех против всех», это умножение зла, которое можно прервать только добром. А это известное – евангельское – «возлюби ближнего своего…». Мы не должны отрекаться от тысячелетнего служения России и собирания под свою опеку других народов. Во времена Минина и Пожарского в рядах ополченцев сражались татары – они тоже заинтересованы были в русской государственности. И лозунг «Россия – тюрьма народов», и «Россия для русских» – это все звенья одной цепи, направленные на разрушение.
Многонациональный состав – это неотъемлемое свойство, способ существования Руси-России. Утратив эту особенность, Россия перестанет быть собой, перестанет быть русской цивилизацией, а мы перестанем быть теми русскими, которыми были наши отцы, деды и прадеды.
Современная РФ бессубъектна. Она не имеет своего лица. Ей нечего предложить миру, не на что опереться в своей истории. Все большая напряженность в межнациональных отношениях – это во многом совершенно новое для России явление, большинство жителей которой хорошо помнит совсем не отдаленное время прочного межнационального согласия. И строилось оно на несомненном доминировании именно русской культуры. И одним из характерных, важнейших для русской цивилизации свойств является ее удивительная терпимость ко всем населяющим ее народам, их традициям и культурам.
Известно, что по мере укрепления и роста крупных национальных государств Запада многочисленные этносы, населявшие эти территории, либо прекратили свое существование, либо превратились в этнографический материал. Россия имела совсем другую историю. Русская государственность строилась славянами в союзе с другими племенами. Естественным образом складывалось межплеменное содружество. Характерно, что большинство неславянских племен и народностей, которые находились тысячелетие с лишним назад на землях Руси, существуют и поныне.
Понятие национального превосходства было чуждым для русского мировоззрения, так как русский народ изначально формировался как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной. В сохранившихся древнерусских письменных источниках – в летописях, в житиях святых, в посланиях и поучениях отцов русской церкви, в решениях церковных соборов – нет и намека на возвышение или исключительность титульной нации. Ненавязчивость, целомудрие и всеохватность русской культуры привлекали в ее ареал другие народы. Является известной данностью, что русский народ занял большую часть российского пространства путем свободного расселения, а не государственного завоевания. Именно русские названы именем прилагательным, и только они с их великой культурой, сформированной православием, могли скреплять единое разнородное многонациональное пространство в общую государственность.
«Русификация» – в определенном смысле ложный и даже пропагандистский термин, в отличие, например, от американизации. Русская культура не была агрессивной, а распространение русского языка как общегосударственного не имело целью подавление национальных культур. Характерно, что представители любой национальности в России могли дослужиться до самых высоких государственных постов. Известно много славных имен нерусских людей, Верою и Правдой служивших Империи. Попутно заметим, что именно в современной, теряющей свою цивилизационную идентичность России появился такой общественный феномен, как «лица кавказской национальности». Это изобретение на уровне общественного сознания предполагает весьма однозначную (негативную) оценку и такую же эмоциональную окраску.
Как известно, отличительной особенностью такого многонационального гиганта, как Россия, является более чем тысячелетнее существование всех ее народов при подавляющем преобладании центростремительных тенденций над центробежными. В отличие от европейских стран, Россия всегда была единой метрополией, практически не имевшей заморских колоний, и все ее жители находились под защитой единой системы законов. В колониальных империях законы для колонизаторов и колонизируемых, как известно, различны. Двойные стандарты – отличительная черта государств, упорно именующих себя «правовыми».
Толерантность как генеральная идея западного мира сегодня дала сбой: мультикультурализм не состоялся. Запад, в свое время уничтоживший целые народы, сегодня испытывает на себе эффект бумеранга. Идет ослабление собственно европейской компоненты и все более значимым становится влияние китайской, латиноамериканской и арабской диаспор. Все больше завоевывают современную Европу афро-азиатские выходцы из бывших колоний. Этот процесс характерен почти для всех западных государств. Печальная судьба Косово, во многом инсценированная Западом, может стать не только судьбой современной Европы, но и новой России, взламывающей свои традиции.
Америка, подобно России, также имеет многонациональную структуру. Однако народы России находятся на собственной земле и никогда не теряли своих традиционных вековых корней, в то время как США – страна эмигрантов. Теория «плавильного котла» здесь оказалась несостоятельной. США скорее похожи на слоеный пирог, состоящий из разных национальностей, интересы которых могут быть в корне различны. Все они, в отличие от России, где народы исторически проживают вместе с русскими, представляют собой осколки тех титульных наций, с которыми они себя идентифицируют. И им, как правило, близки интересы своих стран и своих народов, которые с большой долей вероятности находятся в противоречии с американскими интересами. Известно, как целые кварталы выходцев из афро-азиатских стран бурно выражали свою радость 11 сентября, в день национальной трагедии США. И все архетипы «коллективного бессознательного», видимо, мощно управляли этой «пляской на костях». Какое уж там единение нации...
Иное дело – Россия. Хорошо известно, что русские – это единственный народ, названный именем прилагательным. И «русский татарин», и «русский армянин» воспринимаются совершенно естественно. Жизнь народов России как бы определялась русским вектором – преемственностью русского пути, русской истории и русской культуры. В то же время самобытность наций, населяющих страну, тщательно оберегалась. Финляндия, например, где официальным языком был шведский, несмотря на то, что 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 году, стала обретать свою национальную культуру. Уже во второй четверти ХIХ века преподавание финского языка в школе стало обязательным. Недаром тогда чуть ли не в каждом финском доме висел портрет русского генерала Якова Кульнева, которого благодарные финны почитали как своего освободителя. Местные языки Лифляндии и Эстляндии, которые были полностью подавлены немецким, также возрождались с помощью России. В том же ХIХ веке аналогичный процесс произошел в Бессарабии.
Благодаря русской помощи были восстановлены почти уничтоженные турецкими завоевателями болгарский, армянский, сербский языки. Ту же политику продолжал и Советский Союз: в это время многие малые народы, не имевшие ранее своей письменности, получили ее от русских вместе с национальными учебниками и школами. Советский период с его небывалым расцветом национальных культур ярко подтвердил ни с чем не сравнимый статус русской культуры. Многонациональность СССР не только не устранила, но подчеркнула русский характер государственности.
Самобытность входивших в Россию народов буквально расцветала в поле притяжения великой русской культуры. Нет другой страны мира, которая, как Россия, умела бы вобрать в себя и синтезировать множество этнических культур населяющих ее народов, и поэтому для каждого из этих народов русская культура, как и собственно национальная, была своей. Только через большую культуру мирового уровня малый народ мог заявить о себе и быть услышанным в мире. Примеры можно множить. Мировую известность обрели грузинский кинематограф, книги Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, поэзия Мусы Джалиля, Расула Гамзатова и пр. И все это были высокие образцы глубоко национальной культуры. Как нам были дороги эти нерусские имена, глубоко связанные с русской культурой! Как мы любили в России особую лирику грузинского кино, сдержанную манеру игры известных прибалтийских актеров! Последние у нас тогда были европейцами в России, сейчас стали задворками Европы.
Искусство наших, как тогда говорили, «братских», народов – яркое, неповторимое, колоритное – все мы считали близким и своим. Так же как для Расула Гамзатова своим был Пушкин, который был обращен ко всем народам России: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». Пушкин – «это наше все» для всех нас, объединенных могучей русской культурой.
Когда народы России были вытолкнуты за ее пределы в рамки новых национальных государств, а в бывших союзных республиках началась разнузданная травля русской культуры, хорошо проплаченная «заокеанцами», никакого культурного расцвета у «освобожденных от российского диктата» национальных окраин не случилось. Где они, национальные шедевры? Где что-то, хотя бы отдаленно приближенное к прежним высоким культурным образцам?
И еще, очень важное – наша Победа. Россия выдержала тяжелейшее испытание – проверку ее народов Великой войной ХХ века. По своему составу Советская армия была многонациональной. Если раньше на службу брали преимущественно православных, то в Советском Союзе все гражданское население получило право защищать Родину. Это был акт доверия ко всем населяющим СССР-Россию народам. Советский народ во Вторую мировую войну защитил, как известно, не только свое Отечество. Спасенная от фашизма Европа склонила голову в знак признания великого Подвига русского Солдата. И тогда никто из представителей народов России не отрекался от имени «русский». Мир озарен был нашей Победой. Это была Победа всех народов России, объединенных величием русского духа и русского оружия.
Сегодня многие из наших теперь уже бывших соотечественников кинулись за спасением от голода, криминала и нищеты именно в Россию (обратно «в тюрьму»?).
Интересы русских в России никогда не противоречили интересам нерусских коренных национальностей. Несмотря на многолетнюю антирусскую пропаганду, национальные меньшинства в России связывают свою жизнь с корневой для России нацией. В обращении к президенту РФ от лица самого представительного форума нашей многонациональной страны, Ассамблеи народов России, подчеркивается: «Исторически системообразующим фактором нашего самобытного развития и единства является русская нация. От ее обустроенности и самочувствия напрямую зависит обустроенность и самочувствие всех народов Российской Федерации. Однако заигрывание крайних сил с «русским фактором» может привести нашу многонациональную державу к новым трагедиям межнационального недоверия и конфликтов». Возрождение России невозможно без раскрытия созидательного потенциала русского народа.
Распад Советского Союза вовсе не был предопределенным. Он не был продиктован стремлением национальных окраин к самоопределению, а оказался спровоцированным необъяснимыми, с позиции государственных интересов, действиями первых лиц государства. Вопрос о выходе из состава СССР национальных республик для широких масс населения не существовал. Союзное государство устраивало подавляющее большинство граждан, и его существование воспринималось как естественное состояние, что подтвердилось почти поголовным голосованием в пользу СССР.
Узурпация полномочий союзных органов российской властью резко стимулировала центробежные тенденции в других республиках. Последние вынудили играть по правилам Москвы, разрушая множественные скрепы и выдавливая национальные республики из единого общегосударственного пространства.
Россия всегда была государством-цивилизацией. Нужно возвращаться к той модели, которая исторически присуща России – солидарность народов и сохранение национального разнообразия, скрепами которого является русская культура. Последняя всегда имела свою миссию в истории. Именно в лоне русской культуры сохранялись другие народы. И только русская культура могла бы уберечь нации от всесмесительной глобализации. Сегодня главный удар нанесен по русским. У русского человека отняли великую культуру, а теперь еще предлагается изъять само наименование «русские», заменив его безликим словом «россияне». И этот образчик терминологии новой России отвергается абсолютным большинством населения.
Новая Россия, утверждавшаяся на демонизации советского времени, уже продемонстрировала свой «культурный» вектор, задала свои «культурные» стандарты, носители которых известны. На этой антикультуре не может произойти никакого объединения ни внутри страны, ни в рамках постсоветского пространства. Разбираться надо здесь, на этом поле. И начинать надо с себя, с возвращения к традиции и нравственности.
И еще замечание по поводу последней: современная Россия культивирует то, что великая русская культура никогда не выставляла напоказ. Целенаправленно изымается понятие стыда. Есть знаковое проявление современности – так называемый «русский» мат, возведенный сегодня на никогда ранее невиданную для него высоту. Сквернословие – это отнюдь не свойство русского сознания. Это христианский грех, который в новой России стал практически культурной нормой. И это то, что мы сегодня можем предложить другим народам?! Для начала нам надо остановить поток сквернословия. И отдельной строкой – отучить от сквернословия стражей порядка через признание профнепригодности. Все это просто. Это давно сделано в Белоруссии, где за нецензурную брань могут привлечь к ответственности; за мат штрафуют и в России – есть опыт Белгородской и Липецкой областей. (К тому же это и благородный способ пополнения местных бюджетов.) То есть прецеденты в России есть, но это – капля в море. Образцы поведения задает матерящаяся Москва. Может, пора ликвидировать этот антикультурный «выверт», разъедающий общественный организм?
Нужно стать достойными великой русской культуры. И тогда ее у нас никто не отнимет.
Источник: «РФ сегодня», №6, 2011. С.26-27 (Общественно-политический журнал Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации)
Комментарии читателей Оставить комментарий
Бред. Под этим соусом уже был подавали государственный суверенитет РСФСР.
Россия то может и для русских, но это зыбкая почва. Так того гляди и Новгород для Новгородцев.
Лозунг "Россия для русских"в России, где русские составляют абсолютное большинство населения-абсолютно естественный для русских, но ненавистен либералами. Путин например, не приведя авторов этого лозунга, одним своим оскорбительным дополнением к нему, оскорбил миллионы русских, считающих, что Россия, где проживает более 80% русских-их страна! А, как может быть иначе?
Интересно, а в Израиле, где проживают 75% евреев, которые наверняка тоже считают, что "Израиль для евреев" их Президент мог бы позволить себе аналогичное оскорбление по отношению к евреям, которое позволил себе Путин, по отношению к русским, принимающих этот лозунг.
"России-русскую власть" Этот лозунг более актуален ныне в России, где последние двадцать лет процентное соотношение русских в стране неуклонно уменьшается.
Замечательная статья. Спасибо! Но штрафы не достаточны. Необходимо отобрать СМИ (прежде всего, телевидение) у беспринципной, бессовестной, обнаглевшей «либеральной» шпаны, оседлавшей основные информационные каналы под покровительством власти. Именно они задают повестку дня, разлагающую наше общество. А значит надо заставить Власть мощным гражданским давлением принять соответствующее решение. Дело за малым – организовать такое давление. Вот этого-то у нас пока не получается – мы (кто против деградации), увы, разобщены. Бог нам в помощь!
Ну так и не ори повизгивая, "здесь и сейчас".
1. Власть возникла много раньше денег.
2. Деньги не символ, а инструмент власти.
3. Вывод: не ограничение, а уничтожение частной собственности (что в одних руках, так это по смыслу ЧС).