Игорь Растеряев: «Прабабушка не любила говорить про блокаду — плакать начинала»

Стихотворение посвящено его бабушке-блокаднице. Несмотря на то, что у Игоря Растеряева много песен о войне, он не очень любит говорить на эту тему, но для нашего мультипортала дал интервью в преддверии 80-летия Великой Победы. Музыкант рассказал нам не только о своем восприятии этого праздника, но и о гсвоем рядущем концерте в Москве 25 мая в клубе «Урбан» и о многом другом.
KM.RU: В ваших альбомах ничего лишнего, но и концептуальными их назвать сложно. И вот появился по-настоящему концептуальный альбом «Круговорот», и заглавное понятие в нем раскрывается последовательно: вода в природе, смена поколений, связь между мертвыми и живыми и т д. Почему так получилось? Песни выстраивались, исходя из замысла специально, или все вышло само собой?
- Да, «Круговорот» в отличие от остальных альбомов концептуальный. Раньше альбомы собирались годами, то есть когда накапливалось достаточное количество песен, мы их просто записывали на студии и называли альбомом. Здесь другое. Видимо, с возрастом на лирику и философию потянуло, плюс все песни написались довольно быстро, в течение года-полутора. И получилась концепция такая — круговорота вечной жизни.
KM.RU: В «Круговороте» звучит не только гармонь, но и клавишные в «Памяти друга», флейта в «Снеговике», гитарный драйв в «Жителях 90-х» и труба в «Соколе». Почему появилась необходимость именно в этих инструментах и в этих песнях? Как реализовывалась эта идея?
- В «Памяти друга» звучит гитара, просто она обработана. «Жителей 90-х» по иному и не сыграть, на гармошке я их и не видел изначально, только гитара. В «Соколе» вообще планировался на припевах хор народниц, но никто не подошел. Поэтому пафос нагнали через трубу. Все по-живому. Не знаю, я просто понимаю или прикидываю, как в целом это должно звучать, а далее пробую и говорю: то или не то.
KM.RU: «Жители 90-х» - одна из немногих композиций, которая не игралась зимой в клубе «16 Тонн» из нового альбома. Собираетесь ли ее исполнять в ближайшее время? Если да, то где и в какой форме?
- «Жителей 90-х» я собираюсь исполнять, когда рядом стоит Паша Додонов (бывший гитарист Дельфина и «ДДТ», ныне играющий с Игорем Рестеряевым в электрических сетах концертов — прим. KM.RU), потому что под гармонь я ее не вижу и как стих почему-то тоже. То есть читать это в книжке, как текст, - вполне, а со сцены орать - не уверен.
KM.RU: Не секрет, что на раннем этапе вы крайне скептически относились к электрическому звучанию, а о разовых экспериментах в этом отношении отзывались нелицеприятно. А потом появились и «Концерт с оркестром», и нынешний электрический живой проект. Что же изменилось?
- Изменилось то, что прошло время. Если бы я начал с первого года заниматься музыкальными добавлениями, это бы убило изначальную идею - пацан с гармошкой. Спустя 10 лет пацан с гармошкой останется уже пацаном с гармошкой, даже если ты орган на сцену притащишь. Это уже ничего кардинально не изменит, поэтому можно экспериментировать. Тем более, что все эти эксперименты не выходят за рамки Питера и Москвы. Везде все под гармошку, как и было.
KM.RU: Песни в электрических аранжировках периодически исполняются на больших концертах и зафиксированы на live-альбоме «10 лет на комбайне». Будут ли на концерте 25 мая с музыкантами добавляться к ним какие-то еще? Если да, то какие и почему именно они?
- 25 мая вряд ли. В смысле электрические новые будут, но думаю вспомнить то, что давно не пел. Знаете, уже столько песен, что некоторые не пел полгода, а то и дольше. Надо чуть перетасовать обычную программу, вспомнить давно не петое.
KM.RU: В вашем концертном электрическом составе нет бас-гитары. Известно, что сотрудничающий с вами барабанщик Василий Яковлев играет также с Дельфином (а гитарист Павел Додонов играл с ним ранее), у которого басовые партии нередко идут в электронном виде. Но у вас-то другая ситуация. Не ощущаете ли вы нехватки баса и чем его компенсируете живьем?
- Бас есть на гармошке (смеется). Поэтому для куражу хватает и гитары с ударными. Можно и бас попробовать, конечно. Мы, кстати, пробовали на последнем питерском концерте гармонь и бас, но, скажем так, лучше все равно гитара и гармонь вместе звучат.
KM.RU: Интересно было бы узнать ваше, Игорь, отношение к творчеству Дельфина и к роли ваших общих музыкантов в нем. Какие его вещи для себя выделяете и почему?
- Дельфина уважаю. Он крутой. Нравятся концерты, энергетика на них. Но поймите, так как я изначально стал работать с Марией Матюхиной (директор Игоря Растеряева — прим. KM.RU), которая всю жизнь делает ему концерты, то, несмотря на разность наших музык, имел возможность наблюдать его со стороны — ну, перед концертами, в условном предконцертном быту. А это другое восприятие человека. Андрей отличный русский парень, без всех этих инфернальностей, которые иногда на него навешивают в воображении. Я вот часто думал, что с удовольствием снял бы его в клипе, в окопе где-нибудь, советским солдатом в ушанке, что-нибудь такое. Очень русское у него лицо. Другое дело, что ему это сто лет не нужно, чтоб его снимали в окопах всякие гармонисты. Но это дело другое, вы меня про восприятие спросили.
KM.RU: Седьмого мая вышло ваше новое стихотворение и клип. Расскажите, пожалуйста, об этой работе и ее связи с Днем Победы.
- Стих про моих предков по маме. Их блокадная история. Первый раз я этот стих прочел бабушке, именем которой он и назван, про которую он и написан. Но она уже умирала, она не поняла уже, к сожалению. Это год назад было. Уходят блокадники, нет почти никого уже, и то - это дети блокады, не много они обычно помнят. А те, кто помнили, прабабушка моя, они не любили про это рассказывать. Да и что, порою, можно рассказать? Это в фильмах все интересно и разнообразно. А оно, я так понял, рутина там была - все ж работали, работали и людей теряли. Прабабушка каждый день с Майорова на мелькомбинат ходила, а это, наверное, километров 10 в одну сторону по морозу такому лютому голодному человеку пройти. И там мешки грузить весь день не евши. Не любила про то говорить — плакать начинала.
KM.RU: Что для вас 9 Мая сегодня? «Как много лишнего мы слышим в Дни Побед», - написали вы 15 лет назад. Для вас это по-прежнему негромкий праздник или вы можете, например, выступить где-то в этот день или сделать какое-то тематическое заявление в публичном пространстве?
- Я вообще в этот день огород копать буду. Не потому, что этот праздник для меня громкий или тихий, а просто получилось так, что единственная возможность огород посадить в эти дни появилась. Помню 95-й год на Дворцовой. Сколько их, ветеранов, еще было! Толпы... А сейчас никого почти и нет. 100 лет человеку должно быть - кто реально мог воевать. А тематические заявления в публичном пространстве мне вообще несвойственны. Я и раньше-то их не любил, а с годами надеюсь вообще от этого отойти. Странно себя чувствую в этом формате, глупо даже.
KM.RU: В августе должна выйти ваша новая песня. Что это будет за работа?
- Никто никому ничего в этом мире не должен. В том числе и песни. Ты можешь придумать, что она должна к августу или к ноябрю написаться, а реально все может быть не так шустро. А может и не быть. Я б сказал так: поживем - увидим, слава Богу, что они, спустя 15 лет, вообще пишутся.
KM.RU: Осенью грядут концерты к 15-летию вашего пути в музыке. Уже есть какие-то наметки на большие концерты в Москве и Петербурге? Будут ли спецгости, особенная драматургия, редкие песни и т.п.?
- Да. 2 концерта в Питере хотим сделать и один в Москве в ноябре. Про формат не думал пока. Это так далеко... Но, наверное, можно предположить, что разумно, если это 15 лет - подтянуть туда знаковых фигур, такие люди-вехи творческого пути.
Фото предоставлены пресс-службой артиста
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я четко и ясно объяснил, на примерах, что у русофобов СС-овские мрази конкретно и четко признаются-чествуются, а вот про советских ветеранов ... постоянно постят "хотят забыть" и "они не воевали".
Что даёт основания полагать что настоящие ветераны только у врагов России,как ты написал?
Только мрази УПА! Ну, вроде эсэсовца Ярослава Хунки, которому рукоплескали в канадском парламенте. Недобитые нацистские мрази ходили маршами по Ивано-Франковск, Киеву... И скотам неонацистским это было весьма по вкусу, никто из шароварных уродов не кричал по поводу УПАшных недобитков "настоящие ветераны,а не приравненные к ним тыловики из партийных мажоров, хотят забыть".
"В украинскую школу в поселке под Славянском на «урок патриотизма» в преддверии 73-й годовщины создания Украинской повстанческой армии(запрещенная в России банда отмороженных садистов) пригласили ветерана Анну Кушик" - 10.05.2025, 08:17, видимо, обкончался от такого радостного для него события!
настоящие ветераны,а не приравненные к ним тыловики из партийных мажоров,не хотят "повторить",а хотят забыть.
"Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок..."
===
"Вечная слава героям!
Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям!
Слава героям! Слава!!
Но зачем она им, эта слава,—мертвым?
Для чего она им, эта слава,—павшим?
Все живое — спасшим. Себя — не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо от грома оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни,
повторяю!
Вечная Слава Героям!..
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!...
"Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо!—ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: Вставайте на помощь... Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина."