Фестиваль «Музыкальное сердце театра» внес свой вклад в нашу победу над Бродвеем

Фестиваль и премия, которой награждаются лучшие музыкальные постановки России, проходили в этом году с сентября по ноябрь, причем, в разных локациях и городах. Казалось бы, вот только отгремело в сентябре открытие фестиваля «Музыкальное сердце театра» с показом потрясающего спектакля «Бременские музыканты» на музыку Геннадия Гладкова и слова Юрия Энтина. А с середины по конец ноября в Самаре состоялся финал премии, собравший весь цвет театрального сообщества России.
Для местных жителей это было из ряда вон выходящее событие, хотя не все они были способны оценить его масштабность. Таксист, который вез с вокзала участников «Музыкального сердце театра» завел было речь о том, что у вас в Москве — жизнь бурлит, а у здесь, дескать, тихая провинция. На что получил решительный ответ, что Самара — прекрасный город Модерна и родина Эльдара Рязанова с великолепно обставленным его домом-музеем, а теперь вообще стал на время театральной столицей России, причем — абсолютно заслуженно.
Масштаб действа сполна ощущался на финальном театральном показе в Самарском театре оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича (колонны этого величественного здания, кстати, легли в этом году в основу статуэтки премии «Музыкальное сердце театра»). В день 90-летия гениального Альфреда Шнитке здесь был представлен мюзикл «Сказка странствий» по мотивам одноименного фильма Александра Митты. В картине не было песен, но для спектакля на музыкальные темы композитора были положены филигранные стихи Юлия Кима — и до боли знакомые мелодии заиграли новыми красками! Причем, создатели спектакля под руководством Ирины Брондз не стали ограничиваться музыкой одноименной ленты, но и использовали музыку Шнитке и из других кинолент. А в одной из сцен прозвучал в виде арии фрагмент из «Пира во время Чумы» Александра Пушкина. В итоге на церемонии премии постановка театра «Карамболь» заслуженно поучила награду номинации «Лучший детский спектакль».
Кроме «Сказки странствий», в Самаре были показаны и другие спектакли-номинанты премии «Музыкальное сердце театра», но разумеется, далеко не все. Человеку непосвященному впору было заблудиться в этом многообразии. Поэтому на конференции «Театр, СМИ и новые медиа: ценность сотрудничества на пути к успеху», которая завершила фестиваль, один из академиков премии Ким Брейтбург предложил создать единую цифровую базу, которая бы фиксировала все спектакли, выходящие в стране, по крайней мере, те — которые пытаются номинироваться. «Для чего это нужно? - рассуждал композитор. - Через десять лет, а может быть и раньше музыкальные критики, театроведы начнут изучать то, что происходит сейчас, завтра это будет историей. Но мы не имеем никакого представления о том, что происходит в стране в театре на сегодняшний день».
История никому не нужна, если к ней не будут проявлять интерес грядущие поколения. За них на Музыкальном сердце театра отвечает руководитель творческой мастерской - милейший Александр Пантыкин. Именно он умело рулил питчингом, на котором были показаны эскизы семи будущих постановок, отобранных из 51 заявки. Увиденное убедило гостей фестиваля в том, что в кои-то веки в среде нынешней молодежи доля физиков и лириков в кои-то веки находятся в сбалансированном виде. Ибо в этих проектах преобладали две темы: цифровая реальность и русская классика. А во фрагменте из мюзикла «Золотая рыбка» Марии Орловой обе эти линии были умело совмещены. Не остались в забвении и вечные ценности. Так, эскиз постановки «Старая тетрадь» Александра Иванова был посвящен заметкам старой блокадницы, а в «Провинции» Вероники Гусаковой ребром ставился вопрос о том, как не терять сокровенной связи со своей малой родиной даже после переезда в мегаполис.
Центральным событием «Музыкального сердца театра» стала церемония вручения премии в уютном Самарском театре юного зрителя «СамАрт». В сценарии были учтены местные реалии: происходящее на сцене стилизовали под «Грушинский бард-фестиваль». Нечесаные любители авторской песни жгли костер, а на просьбу ведущих соблюсти дресс-код и сменить обувь гордо отвечали: «Российская интеллигенция не переобувается». Однако за те два часа, пока длилась церемония их все же сумели перековать в стильных артистов мюзиклов. В итоге, например, «Домбайский вальс» Юрия Визбора зазвучал как ария из прославленной рок-оперы образца «Юноны и Авось» и «Орфей и Эвридика».
Нонна Гришаева перевоплотилась в сварливую начальницу самарского УК «Жилищник» Люсю Грицаенко, управляющую танцующими дворниками. Импозантный Иван Ожогин, начав исполнять «За туманом», забыл включить микрофон, но не растерялся, красивым жестом нажал кнопку и невозмутимо. Хотел продолжать так, но его попросили зрители начать сначала. «Заново?» - доверительно уточнил актер и, так же невозмутимо приступил ко второму дублю. Всё-таки устроители Музыкального сердца театра со случайными людьми не работают. Увы, не все из этих Профессионалов с большой буквы остались в строю, и их памяти посвятил виолончельное переложение Арии Христа в Гефсиманском саду из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Борислав Струлев.
Свидетельством невероятно высокого статуса «Музыкального сердца театра» стало участие в церемонии нашего мэтра - Марка Розовского. Режиссер вспомнил, как он ставил ещё в советские времена литературно-музыкальные спектакли «Бедная Лиза» и «История лошади», которые тогда ещё были запрещено называть мюзиклами. С тех пор, по его словам жанр утвердился в нашей стране, и в этом прямая заслуга премии. «Русский мюзикл не уступает Бродвею, потому что затрагивает социально значимые темы и всегда основывается на нравственности. Фестиваль «Музыкальное сердце театра» – это настоящий праздник для каждого из нас и особенно для тех, кто имеет отношение к этому жанру А шлягеры писать мы уже научились!»
О высоком уровне мюзиклов и шлягеров к ним в Театре музыкальный комедии Оренбурга поведала министр здравоохранения Оренбурга Татьяна Савинова. Сообщив, что учреждение (руководителем которого, к слову, является упомянутый выше Ким Брейтбург) закрывается на двухлетний ремонт и пригласила спустя этот срок «Музыкальное сердце» театра в город на Урале. Межу тем, уже объявлено, что в 2025 году часть событий фестиваля и премии пройдtт в Калининграде.
«Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра» не только подвел итоги, но и строит уверенные планы на будущее, - рассказал генеральный продюсер фестиваля, член Общественного совета при Минкультуры РФ Дмитрий Калантаров. - Так например, на церемонии проректор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Алексей Смокотов объявил, что блок фестиваля «Большой дебют» в следующем году пройдет на территории филиала РГИСИ в Калининграде, который войдет в один из четырех федеральных культурных кластеров, создаваемых по поручению Президента РФ. История проекта насчитывает уже 18 лет, и каждый год номинанты на Премию с нетерпением ждут оглашения результатов».
Перечень победителей — ЗДЕСЬ
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Музыкальное сердце театра»
Комментарии читателей Оставить комментарий