На замену врачам призовут фельдшеров, акушеров и искусственный интеллект

Российское здравоохранение готовится перейти на новый формат работы с расширением функций среднего медперсонала (фельдшеры, акушеры). С осени они получат дополнительные полномочия и смогут заменять квалифицированных специалистов в случае их нехватки. Таким образом власти намерены хотя бы немного закрыть растущий кадровый дефицит, который в отдельных регионах уже стал катастрофическим. Эксперты называют такую меру "паллиативной", хотя и отмечают, что она позволит закрыть спрос в медицине здесь и сейчас. Однако кадрам с недостаточной квалификацией потребуется помощь — например, в Свердловской области для этого используют искусственный интеллект.
В России с 1 сентября 2025 года вступает в силу новый приказ Минздрава РФ, который меняет порядок возложения обязанностей лечащего врача на фельдшеров и акушеров. Документ расширяет полномочия среднего медперсонала и вводит новые правила их работы в системе первичной и скорой помощи.
Если ранее фельдшер или акушер могли подменять врача только в фельдшерско-акушерских пунктах и здравпунктах, то теперь это станет возможным и в фельдшерских пунктах, амбулаториях, а также в поликлиниках. Помимо терапевтов, педиатров и врачей общей практики, к перечню специалистов, чьи функции могут быть делегированы, добавлены акушеры-гинекологи. В скорой помощи правила изменились в обратную сторону: теперь исполнять обязанности врача сможет только фельдшер выездной бригады, но не акушерка.
Полномочия, которые могут быть переданы, достаточно широки. Фельдшер или акушер получат право собирать анамнез, проводить минимальные обследования, назначать и применять лекарства, в том числе наркотические и психотропные препараты, если это предусмотрено стандартами. Делегирование происходит на основании приказа руководителя медорганизации, который также отвечает за качество и законность такой работы.
По сути, речь идет о частичном перераспределении функций внутри системы здравоохранения. Минздрав объясняет это острой нехваткой врачей, особенно в малых населенных пунктах. Новый порядок должен повысить доступность медицинской помощи для пациентов, хотя и вызывает дискуссии о рисках снижения качества лечения. Таким образом, с осени фельдшеры и акушеры официально смогут брать на себя значительно больше врачебных обязанностей, чем прежде, а медицинские учреждения получат больше гибкости в организации работы при дефиците кадров.
Отметим, что несмотря на положительную динамику последних лет, в Свердловской области наблюдается заметный дефицит квалифицированных медицинских кадров. Всего в регионе не хватает порядка 640 врачей. Особенно востребованы акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, инфекционисты, кардиологи, неврологи, онкологи, педиатры, скорой медицинской помощи, терапевты, травматологи-ортопеды, хирурги. При этом из регионального бюджета было выделено 235 млн рублей для подготовки с 2025 по 2031 год 262 медицинских специалистов (195 по специалитету, 67 — в ординатуре). В дополнение к этому, существует предложение о введении штрафов в тройном размере стоимости обучения для тех целевиков, кто после завершения не отработает установленные три года.
Впрочем, Свердловская область испытывает не самый острый дефицит кадров в сравнении с другими субъектами, где при меньшей численности населения нехватка врачей превышает 1000 человек. К примеру, в Приморском крае на одну вакансию врача приходится лишь 0,22 резюме, что указывает на крайне высокий спрос и острую нехватку специалистов. К катастрофической близка ситуация в Еврейской автономной области, Курганской области, Чукотском АО, Псковской области и Республике Алтай — здесь на вакансию приходится всего 0,05 резюме.
Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова обратила внимание, что проблема кадров сложилась не сегодня и не решалась на протяжении десятилетий. И хотя правительством все же принимаются меры по урегулированию ситуации, но в большей степени они носят "паллиативный", временный характер. Среди них собеседница Накануне.RU назвала увеличение количества мест целевого обучения, социальное жилье и льготы.
"В первую очередь, необходимо увеличение оплаты труда и ее уравнивание между регионами. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге зарплаты в 1,5 -2 раза выше, что создает проблему с кадровой обеспеченностью в регионах. Понятно, что сию секунду повысить фонд оплаты труда невозможно, это делается поэтапно в соответствии с возможностями бюджета. Но проблема есть, и, если есть медсестры, которые готовы оказывать помощь, нужно дать им такую возможность. А чтобы не страдало качество, им в руки надо дать современные технологические инструменты. Например, системы принятия решения с искусственным интеллектом. Есть уникальные российские разработки, которые, в случае нехватки компетенций, позволяют получить помощь ИИ на основании достоверных источников, с использованием официальных клинических рекомендаций", — уточнила Гузель Улумбекова.
Эксперт отметила, что такая система одной из первых была внедрена и уже используется в Свердловской области.
"Проект был реализован через Медицинскую палату Свердловской области, это действительно очень прогрессивное решение, которое позволяет медперсоналу быстро получить подсказку со ссылкой на источники, включая мировые. Кроме того, система дает анализ по рискам фарматерапии, если пациент принимает сразу несколько препаратов", — резюмировала собеседница Накануне.RU.
Эксперты сходятся во мнении, что принятые меры неминуемо приведут к снижению качества медуслуг, но в сложившихся обстоятельствах это лучше, чем ничего. Председатель профсоюза медработников "Действие" Андрей Коновал считает, что мера должна быть направлена на привлечение среднего медперсонала только при особых обстоятельствах, а не закрывать собой весь кадровый голод медицины.
"Сам приказ о наделении среднего медперсонала врачебными функциями необходим, так как такие полномочия нужны в отдельных случаях, все они перечислены в приказе Минздрава. К примеру, акушерских бригад (скорой помощи) у нас в принципе мало, не исключено, что общепрофильная бригада может быть направлена на такой вызов. И роды могут произойти еще до прибытия в медучреждение, а что делать фельдшеру, стоять и смотреть? Он должен оказать помощь и это логично. Но здесь возможно злоупотребление ответственными органами власти, когда средний медперсонал будет привлекаться не при таких особых обстоятельствах, а заменять собой квалифицированных врачей. Это даст ответственным чиновникам возможность расслабиться и не решать проблему кадрового голода", — высказал опасения эксперт.
Автор: Никита Светлов
Комментарии читателей Оставить комментарий
Любитель вы пыль в глаза пускать. Вот, предложенный вам текст из "Tíme trends in cardiovascular disease mortality in Russia".
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в России достигла в начале 2000-х годов, но начала устойчиво снижаться с 2003 года, снизившись на 51%к 2019 г., в первую очередь за счет снижения смертности от ишемической болезни сердца и цереброваскулярных заболеваний. Это снижение было обусловлено снижением потребления алкоголя и улучшением образа жизни, хотя высокий уровень стресса, вызванный социально-экономической нестабильностью, особенно после распада Советского Союза, способствовал резкому росту смертности от ССЗ в 1990-х гг...." и т.д.
Каким образом данный текст доказывает ваши утверждения о подавляющем преимуществе медицинской системы США перед медициной СССР ? И о том, что в Европе высококлассная медицина , а в РФ - отстой?
Тот текст, который вы изволите рекламировать, не что иное, как банальный рекламный проспект и самовосхваление. Ну и к чему вы привели эти радужные чиновничьи отчеты? В надежде что академик Зевака не станет проверять ?
Смешно.
Хорошая инвестиция. Сколько же ваш внук собирается зарабатывать на медицине ?
ИМХО, гораздо выгоднее было купить ему парочку крупных частных клиник в Швеции. Тогда бы и вам не пришлось вкалывать написанием постов на интернетфорумах. Еще выгоднее, долгосрочно кредитовать частные медицинские клиники.
Официально одной из причин реформы здравоохранения в России, которая длится уже почти двадцать лет, называется недостаток государственных средств и, соответственно, необходимость мобилизации ресурсов из других источников — добровольного страхования и прямой оплаты медицинских услуг. Этим же, в частности, вызван переход на систему обязательного медицинского страхования. Однако парадокс в том, что, внушая гражданам, будто средств на медицину не хватает, власти выбирают изначально более затратный (страховой) вариант, игнорируя или даже отрицая относительно менее затратную бюджетную систему». Более низкая стоимость бюджетной системы связана с объединением рисков всего общества, значительно более широким, чем даже при обязательном медицинском страховании, а тем более при добровольном. Кроме того, по оценке заместителя директора по научной работе Национального НИИ общественного здоровья РАМН Александра Линденбратена, до 40% страховых денег уходит на содержание страховых компаний и на транзакционные издержки банков: «Вместо одного государственного финансового канала появились тысячи, потому что у нас тысячи страхователей, тысячи учреждений, сотни страховых компаний и так далее. И поскольку все финансовые потоки обслуживает банковская система, а все банковские операции не бесплатные, то мы еще за счет социальных денег кормим колоссального посредника в виде банковской системы.
Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения. Все эти идеи разрабатывались многими ведущими врачами России и мира с конца XIX века. Однако в основу государственной политики они были впервые положены в Советской России.
--
А что может предложить европейская система частно-государственных партнерств в оьласти медицины, кроме выкачивания максимального количества денег от пациета. Потому и находится медицина в Европе на таком плачевном уровне.