]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Школьные эксперименты будут проводить в VR-очках

21:02 12.03.2024
Фото: Freepik.com

Цифровизация российского образования переходит на новый этап. Уже со следующего года чиновники в сфере образования планируют начать эксперимент по замене живых практических занятий по химии на проведение опытов в виртуальных лабораториях

Родители и учителя полагают, что эксперимент быстро распространится на всю страну и в конечном итоге коснётся и других предметов, в частности физики, биологии, истории и ОБЖ. Внедрение виртуальной реальности идёт полным ходом и в учреждениях дополнительного образования, библиотеках и музеях.

По данным Рособрнадзора, с 1 сентября 2024 года в российских школах начнётся эксперимент по внедрению в обучение виртуальных технологий. На первом этапе в учебных заведениях Владимирской, Курганской и Оренбургской областей, Пермского края, Северной Осетии и Чувашии станут проводить химические опыты в очках виртуальной реальности посредством приложения VR Chemistry Lab.

На фоне сообщений о проведении виртуальных экспериментов вице-мэр столицы Анастасия Ракова сообщила, что в библиотеке Московской электронной школы появились интерактивные тетради для виртуальных лабораторных работ по физике и химии с функцией автопроверки и уникальными вариантами заданий для каждого ученика, чтобы исключить списывание.

Педагоги обращают внимание на то, что настоящие практические уроки уже не первый год искореняют не только в школах, но и в колледжах.

– Сначала в учебных заведениях ликвидировали ставку лаборанта, а количество учебных часов у учителей стало расти из-за нехватки педагогов и низких зарплат, – делится учитель химии Любовь Зеленцова. – Во многих школах уроки физики и химии перестали проводить в специально оборудованных кабинетах – большинство учебных заведений переполнены, специальных классов на всех не хватает. Несколько лет назад была ужесточена нормативная база по хранению ряда реактивов в зданиях школ, после этого руководство части учебных заведений предпочло вообще отказаться от их закупок.

По словам педагога, отдельные учителя пытаются показывать учащимся опыты с помощью реактивов, купленных самостоятельно. Но о том, чтобы школьники сами проводили живые эксперименты, речи в большинстве школ уже не идёт. Учитель химии, работающий на полторы-две ставки, не имеет возможности регулярно готовить оборудование для всего класса и следить за соблюдением техники безопасности.

– Получается, чиновникам проще вкладывать деньги в дорогостоящее оборудование виртуальной реальности. Хотя, конечно, заменить настоящие опыты всё это не может. В той же химии важно уметь различать вещества по запаху, непосредственно руками осваивать навык приготовления различных растворов и прочее. Больше всего, конечно, удивляет тот факт, что практические занятия по химии стали сокращать даже в профильных колледжах – видимо, и там планируют внедрить виртуальные опыты. При этом никаких результатов научных исследований о целесообразности внедрения VR-технологий в обучение Минпросвещения общественности не представляет, – резюмирует Любовь Зеленцова.

Татьяна, чей сын-девятиклассник учится в профильном биохимическом классе, рассказывает, что за всё время обучения дети работали с микроскопами два-три раза, хотя в школе они есть.

– На химии учитель лишь однажды показывала детям стандартный опыт с медным купоросом, – говорит собеседница. – Всё обучение строится на зазубривании теории. На фоне этого часть родителей детей из нашего класса даже обрадовалась скорому появлению в школах виртуальных экспериментов – лучше так, чем вообще никак. Но на самом деле нам в очередной раз пытаются подсунуть суррогат вместо нормального образования.

«Ради интереса зашла в соцсети гимназии имени Примакова в Подмосковье, где учатся дети богатых людей. Там фотографии радостных школьников, выполняющих химические опыты в полноценной лаборатории с разнообразными реактивами. Нашим же школьникам предлагают довольствоваться VR-очками», - отмечает Татьяна.

По мнению специалистов, экономическая выгода проекта тоже очень спорна. Судя по заявкам, опубликованным в единой информационной системе в сфере закупок, средняя стоимость одного комплекта VR-очков, приобретаемых для образовательных целей, составляет 60–70 тыс. рублей, замечает в беседе с «Октагоном» экономист Андрей Тюрин.

– В России около 40 тысяч школ. Даже если покупать в каждое учебное заведение комплект на один класс (в среднем 30 человек), получится около 80 миллиардов рублей, – объясняет эксперт. – И это только стоимость оборудования. Дополнительно придётся платить за его обслуживание и ремонт, а также за программное обеспечение для проведения различных занятий. Учитывая, что виртуальные опыты на деле не заменяют собой реальные, целесообразность таких нововведений весьма сомнительна.

Виртуальное обучение может навредить здоровью


В ряде образовательных учреждений VR-очки уже используются для проведения уроков, а не только химических опытов. В одной из Вологодских школ оборудование закупили за счёт средств регионального гранта сначала для занятий по ОБЖ, чтобы воссоздать в виртуальной реальности различные экстренные ситуации, такие как пожар или наводнение. Затем руководство учебного заведения решило, что учащиеся будут пользоваться VR-очками и на занятиях по окружающему миру, который преподают в начальной школе, химии, биологии, начальной военной подготовке, а также при подготовке к военным сборам и оборонно-спортивным соревнованиям.

Комплекты VR-оборудования стали приобретать как обязательный инвентарь для новых образовательных учреждений даже в деревнях. Например, оно появилось в школе в Сарафаново (Челябинская область), которую 20 февраля открыл губернатор Алексей Текслер. Устройства для создания виртуальной реальности всё чаще используются на занятиях в различных кружках, в том числе в рамках мероприятий по реализации Концепции развития креативных индустрий, продвигаемой Минкультуры, закупаются для детских библиотек и музеев.

Лоббисты виртуальных уроков апеллируют к тому, что те же эксперименты с химическими реактивами в VR-очках абсолютно безопасны в отличие от реальных практических занятий, где ученики по неосторожности могут надышаться вредными химикатами или облиться едким веществом. Однако врачи и психологи утверждают, что шлемы виртуальной реальности нельзя считать полностью безвредными для школьников.

Большинство производителей не рекомендуют использовать VR-очки детям до 12–13 лет, поскольку до этого возраста идёт формирование зрительной системы. В России VR-очки уже стали выдавать не только учащимся младших классов, но даже воспитанникам детских садов, комментирует «Октагону» врач-педиатр Татьяна Немоловская.

– Отдельные исследования показали, что 15-минутное использование шлема приравнивается к полуторачасовому просмотру телевизора, – говорит она. – Современные дети и так слишком много времени проводят с гаджетами, домашние задания им всё чаще задают в цифровом формате, а на уроках показывают презентации и видео. В таком количестве это, безусловно, не полезно ни для зрения, ни для психики. Кроме того, VR-шлемы не рекомендуются детям с косоглазием, астигматизмом и с частыми головными болями. В целом влияние такого оборудования на организм человека, в том числе на его мозг, пока до конца не изучено.

Школьный психолог Ольга Кривцова считает, что использование в обучении VR-очков даст для современных детей скорее негативный, чем позитивный результат.

– Проблема с успеваемостью многих детей кроется в так называемом клиповом мышлении, об этом специалисты говорят уже не первый год. Им сложнее воспринимать печатный текст, проводить его анализ и даже делать конспекты. Получается, вместо того, чтобы развивать эти навыки, мы опять будем стимулировать детей просматривать фильмы, аналогичные компьютерным играм, в которые они часами режутся дома. Последние годы растёт количество детей с различными проблемами с обучением, в том числе с запущенной дисграфией и дислексией. Таким детям нужно как можно больше читать и писать, проводить настоящие осязаемые опыты, особенно в начальной школе. Для них все элементы так называемого цифрового обучения несут скорее вред, чем пользу, – убеждена психолог.

Автор: Светлана Цикулина

Темы: Школьное образование в России
Источник: Оκτагон
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.03.2024, 20:27
    Гость: Да

    Да ладно. Работать некому будет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 15.03.2024, 19:22
    Гость: КУРС

    Задача правителей России сделать из молодёжи дебилов, умеющих только потреблять.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 14.03.2024, 20:35
    Гость: галя

    Мишустина.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 14.03.2024, 10:08
    Гость: Anatol

    Хотят детей сделать слепыми. Интересно чье это задание?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.03.2024, 23:49
    Гость: Есть предложение

    Может, к перьевым ручкам вернуться? Коммунисты американские шариковые ручки разрешили в школе, а вскоре и СССР медным тазом накрылся. Связь самая прямая, Сталин шариковой ручкой не писал.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (30)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU
«Может, и по башке кому-то прилетит»: Резкий рост квартплат в июле вновь поставил вопрос — откуда такие цифры взялись?
Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля
Здание МИД РФ © KM.RU, Вадим Черноусов
МИД предложил Азербайджану вернуться к «стратегическому союзничеству»
Евро-российская война
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Игорь Растеряев: «Прабабушка не любила говорить про блокаду — плакать начинала»
«Крематорий», 10 декабря, ДК имени Горбунова
Классические коньки для отдыха: выбор, уход, хранение
«Ол инклюзив» для мигрантов: новые власти Германии раздадут паспорта всем желающим из Африки и Азии
«Русские на Кавказе. Мифы и реальность»
Fetal Decay «The Last Martyrity»
Группировка Свердловск «Пятничная» (интернет-сингл)
Слава Ефимов «Не забывай, кто ты такой» (интернет-сингл)
Андрей Гурьев. «ФосАгро» при нем стала лидером в промышленных инновациях
Инструкция по самостоятельной покраске автомобиля
«Безналичный рай». Зачем власти усилили контроль за оборотом налички?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.