]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Черняховский. Традиция и неопределенность

01:37 21.02.2023
, Сергей Черняховский
Сергей Черняховский. Фото с сайта izborsk-club.ru

«Традиция – значима. В первую очередь потому, что она есть нормативно-поведенческий концентрат человеческого опыта. И она есть способ его интуитивно принимаемого и передаваемого богатства»

В собственном смысле слова традиции – это сложившиеся анонимно в результате опыта и социальной практики и передаваемые в течение длительного времени нормы, поведенческие установки и образцы, выступающие регулятором поведения той или иной обширной и стабильной группы людей. Считается, что они передаются из поколения в поколение.

Отсюда можно сказать, что традиция имеет ограничение социально-групповое – значима для определенных групп, и, как представляется – временное.

Здесь возникает две дилеммы. Первая: традиция выступает подобным передаваемым регулятором для всего общества – или для его частных групп: от классов и сословий до клубов спортивных болельщиков. И вторая: традиция – то, что действует вечно, или то, что действует на протяжении определенного исторического периода – эпохи.

Если под традицией понимать то, что выступает регулятором для всего общества, то перед нами другая дилемма: этот регулятор принимаем обществом добровольно или под угрозой тех или иных кар, то есть принудительно. Во втором случае не передаваемым из поколения в поколения образец поведения, а юридическая норма, то есть то, что одна часть общества навязывает другой под угрозой наказания. И тогда эта норма будет соблюдаться только до тех пор, пока у господствующей группы есть сила для принуждения к исполнению своей воли.

Если речь идет о добровольном принятии данной передаваемой нормы, значит, она может заключаться только в тех общих положениях, на соблюдении которых согласны все в обществе, и может охватывать только самые общие положения, не вызывающие возражения ни у кого в обществе. То есть в этом смысле традиция по сути своей совпадает с феноменом нравственности как системы устоявшихся в обществе нравов, и как всякая нравственность – она классовая, а не универсальная.

То есть, если некая передаваемая поколениями регулятивная система объявляется универсальной, возникает вопрос, что некая группа объявляет универсальными свою систему нравов и свои традиции. Более того, чем больше некая группа оказывается вынуждена свою систему нравов объявлять универсальной, тем больше это означает, что универсальной она не является и разделяется отнюдь не всем обществом.

Это вовсе не предполагает, что данная традиция плоха или ложна, либо что ей не надо следовать или ее защищать. Это предполагает только одно: что обоснование позитивной значимости данной традиции через постулат о том, что это традиция, то есть что «мы так жили всегда», достаточным основанием для ее признания не является.

Куда важнее то, что данная регулятивная система оказалась передаваемой из поколения в поколения в результате накопленного опыта – то есть ее практической апробацией.

Но здесь возникает как раз иной рубеж и иная дилемма, упоминавшаяся выше: является данная традиция вневременной или характерной для той или иной эпохи. И поскольку речь идет о ее опоре на накопленный опыт, этот опыт может быть и различным на разных этапах исторического развития, и противоречащим друг другу.

Здесь вопрос вообще в том, признаем ли мы традицией то, что было изначально и на протяжении длительного времени, или то, что мы приняли из того или иного прошлого и сохраняем сегодня. То есть тогда мы приходим к делению традиций на традиции прошлого и традиции настоящего – иначе, признаем их не универсально значимыми. Или выделяем еще и «спящие традиции» - те, которые были в прошлом, но потенциально могут вернуться.

Сохранение и развитие исторических традиций – тоже замечательно. Но традиции бывают разные. Была на Руси такая традиция – крепостное право. Была еще традиция битья кнутом и вырывания ноздрей… Так кого надо считать патриотом: того, кто сохраняет такие традиции, или того, кто хочет от них отказаться? Испытываю некую неловкость за обращение к хрестоматийным примерам, но была традиция самодержавного правления и была традиция восстаний и народных войн против самодержавия. Какой должен следовать патриот?

Был Аракчеев и были декабристы, были черносотенцы и были революционеры… Была традиция русского западничества и славянофильства, была традиция либерализма и традиция народничества – список бесконечен.

Какой традиции должны сохранять преемственность защищаемые сегодня традиции…

Если мы утверждаем, что воспринимаем традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, то мы достаточно неточно их воспринимаем. Просто потому, что в истории России практически традицией были как духовные, так и политические и социальные расколы, и история России не меньше чем вся мировая история была историей борьбы классов, борьбы правящих групп и борьбы народа против государственной власти.

Можно говорить, что в России всегда была относительно высокой роль духовных (интеллектуальных и смысловых) приоритетов, но именно эти приоритеты, предопределив противостояние установок на поиск высшей истины и установок на сохранение, казалось бы, обретенной истины, достаточно часто и рождали расколы и гражданские войны.

То сеть уже в самой традиции России заложены установки как на постоянство и стабильность, так и на прорывы.

Если объявить, что расколы или классовое противостояние в России не является традицией или что это – умершая традиция, а живая традиция – это то, что живет сегодня, то встает вопрос: эту традицию, то есть сегодняшнее состояние, нужно считать вечным и подлежащим вечному обереганию - и тогда пресекать любые варианты развития, особенно восходящего?

Если мы провозглашаем приоритет традиции и традиционных ценностей – понятно, из чего мы исходим: мы защищаем социум от Постмодерна и социальной энтропии, но не предлагаем ему альтернативы иной, кроме сохранения прежнего состояния.

Только Постмодерн – это продукт остановки в своем развитии и разложения Модерна, сменившего некогда Традиционное общество, само пришедшее к своему разложению. Постмодерн есть разложение Модерна и, соответственно, переход от движения возвышения человеческой цивилизации и прогресса – к ее варваризации и регрессу.

Противопоставляя этому пути регресса обращение к традиции, социум всего лишь принимает навязываемые ему условия игры, пытаясь одному варианту регресса противопоставить другой, принимая как доминанту нисхождение, вместо того, чтобы пытаться защитить и противопоставить ему путь восхождения.

Традиция – значима. В первую очередь потому, что она есть нормативно-поведенческий концентрат человеческого опыта. И она есть способ его интуитивно принимаемого и передаваемого богатства, особенно в условиях, когда этот опыт интуитивно принимаем, но еще не осознаваем.

Только накопление опыта, с одной стороны, требует выхода за рамки ранее утвердившейся традиции, а с другой – требует перехода к его сознанию и перехода от регулирования своей практики наследием прошлого – к регулированию его идеальным конструированием будущего.

Без этого перехода обращение к приоритету традиционности оказывается обращением к неопределенности, отражающей ушедшие практики прошлого.

Прошлое, конечно, не может отвергаться на том основании, что оно – прошлое. Но оно и не может приниматься как базовый регулятор – на том же самом основании, что так было в прошлом.
 

Темы: В России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.03.2023, 14:39
    Гость: Олег

    Не просто политрук, а политрук дипломированный и остепенённый, просто профессор.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.02.2023, 07:36
    Гость: Сюкофф,Вы что, такой наив?

    Отвечают все,или почти.
    Но модератор имеет свое мнение,и не публикует.
    Этим нарушая правила. Правила-для электората,а анонимному модеру-анонимная свобода ,че хочу,то и ворочу.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.02.2023, 06:42
    Гость: БорисП

    Не знаю как с бандитами, а вот мафия есть. Причём, как сказано, каждая страна имеет свою мафию, но только в России мафия имеет свою страну. Только здесь бояться ментов, ФСБ и прочие власти больше, чем бандитов.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 27.02.2023, 06:36
    Гость: Содержание головы Ленина.

    Сифилис. Мед.факт.
    (
    Отвечаем на вопрос камрада-что у них было в голове.)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.02.2023, 23:19
    Гость: э неээ

    вот какая была истинная мотивация действий у дедушки Ленина? чего ему вообще от жизни надо было? дворянин по отцу, кстати, генеральского звания согласно табели о рангах. образование дали. вообще маманя строчила по инстанциям, и семье частенько шли навстречу. хочешь, вот тебе университет. хочешь, поезжай заграницу. несмотря на то что еще та семейка адамс была. сплошь карбонарии. а старшой так вообще был террорист. химик-бомбист. зачем мне нормальная жизнь? давай царя грохнем. зачем? а вот просто так. вот что у них у всех было в голове? дедушка Ленин - по образованию юрист. провел два десятка дел по адвокатуре да и забросил это занятие напрочь. бездельем маялся. а от безделья вся самая хрень и образуется. вздумал человечью натуру изменить. и ведь нашел туеву хучу последователей - сподвижников в этом изначально неблагодарном деле. оу май

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (106)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Итоги II Международной премии «Чистый звук», 3 сентября, «Школа современной пьесы»
Herman Frank «Two for a Lie»
Русский шансон в «Вегасе»
«Что вы творите? Люди умирают!»: откровения выжившего после отравления барием при рентгене
Кинопремьера «Чернобыль»: Уважаемый редактор, может, лучше про реактор?
«Конец Фильма» во всем обвинил астрологов и кастрологов
ADDicted! «Расскажи мне» (интернет-сингл)
Елена Савицкая: «Отечественная школа прогрессива ориентировалась на русско-советскую музыкальную классику»
Лидера «Солнца Лауры» помянули песнями Высоцкого и Черного Лукича
«Кипелов» припас на свой юбилей оркестр в кустах
Достопримечательности Полтавы. На что посмотреть?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.