Разнузданные волей «Хроника наблюдений за реакциями волны»

В названии группы «Разнузданные волей» уже заложена идея свободной формы. Неудивительно, что длительный период ее лидер Алексей Кольчугин занимается саундпоэзией, когда верлибры заковываются в жёсткие музыкальные структуры, выгодно высвечивающие достоинства стихов. Нельзя сказать, что все альбомы коллектива будут выдержаны в таком духе: сейчас идёт подготовка нескольких пластинок с вполне традиционными по структуре песнями. Но «Хроника наблюдений за реакциями волны» - именно саундпоэзия, извивы которой помогают проследить судьбу любого стоящего творческого замысла – от его предвосхищения к воплощению.
В поэтический вселенной Алексея Кольчугина ветер символизирует созидающую энергию. Неудивительно, что из всех платоновских стихий поэт делает выбор в пользу октаэдра, знаменующего собой воздух. В прелюдии к альбому герой (он же - автор, зазор между ними минимален) буквально отдается на волю стихии + того самого ветра, извлекающего звук из струн его гитары (или все же души?)
Но этого мало, ведь в любом продуктивном творческом процессе должны действовать творец земной и Творец Небесный, созидая в синергии. Их движение навстречу друг другу начинается, как ни странно, в вагоне метро в композиции "Источник в городе. Обрывок света". Метро - излюбленный образ Алексея Кольчугина, позволяющий наглядно показать, как человек прорывается из бездушного урбанистического плена к вечному свету. И пусть этот источник - всего лишь электрический суррогат на очередной станции - отблески света оставляют свет в душе поэта, как изящно вплетенный в гитарное полотно источника в городе варган Дмитрия Свистунова.
Появление света знаменует собой конец духовной слепоты героя, который как бы начинает все заново - с чистого листа. Удобнее всего это делать в Новый год, о котором речь идёт в композиции "Наблюдатель". Процесс прозрения совершается постепенно: и праздничная неразбериха сбивает героя с пути, и само небо кажется ему "сомнительным". В этом зыбком и зябком релятивизме он поскальзывается и падает, но протянутая свыше рука не даёт ему окончательно пропасть.
В "Предчувствии. Рассказчик" герой ещё самонадеянно пытается оседлать замысел без поддержки Бога. Результат - усталость и падение уже с коня, символизирующего, должно быть, страстную и непокорную натуру сочинителя. Но эта болезнь роста идёт только на пользу, ведь как иначе ощутить себя Рассказчиком? Герою необходимо нащупать свой собственный ритм. Поэтому в ход идёт даже название стихотворения, становящееся в финале своего рода рефреном.
"Движение" закрепляет этот ритм среди непрерывного урбанистического хаоса. В "Сценариях к ночным фильмам" ощутима попытка обуздать ещё один неукротимый источник вдохновения - сновидения. Кольчугин подбирает к ним своего рода ключ - ленту Мёбиуса, которая стараниями дизайнера CD-обдложки Фрау Кестер (Ксения Пронина) превращена одновременно в лорнет и кинопленку. Эти артефакты помогают сфокусировать и зафиксировать сны.
"Взлетная дорожка" изображает момент долгожданной синергии автора с Богом. Это та точка, где жизненный путь превращается в вертикальный взлет. Герой наконец-то научился не доверять слепо своим чувствам, а слушать и запечатлевать то, что ему продиктуют высшие силы. Апофеоз этого процесса - "Напиши мне слова". В этой вещи есть нечто от Александра Башлачёва: «Отпусти мне грехи, я не знаю молитв» («Посошок»). Тут же и башлаческое ощущение постоянной боли, позволяющей не покидать своего персонально поля битвы и не терять связующей нити с Богом и Россией.
Финал альбома - Источник в городе. Ноты в воздухе. Герой уже не просто наблюдатель, а визионер, способный уловить музыку всюду. Казалось бы, это конец пути, на что намекают едва уловимые аллюзии на «The End» группы Doors. Но это же и начало нового цикла. Уловить его суть помогают и обстоятельные комментарии участников записи в буклете лимитированного издания CD, и проницательность самого слушателя, способного выступить в качестве полноправного соавтора этого альбома - при каждом новом его прослушивании.
Комментарии читателей Оставить комментарий