Павел КлещЪ «Остальное»

О Павле «Клеще» Клищенко — андеграундном музыканте, который, как водится, получил гораздо меньше, чем заслуживал, и безвременно ушел — мы уже рассказывали уже в рецензии на посмертную компиляцию «Все». Та первая часть диптиха была как бы основным собранием, ну а «Остальное» - это соответственно то, что осталось. Бонусов здесь, соответственно, в три раза больше, чем авторизованного материала.
Но зато этот авторизованный материал был собран самим Клещом, что, прямо скажем, происходило нечасто. Название этого невыпущенного альбома «Недотыкомки» невольно подчеркивает отношение Павла Клищенко к своим песням, как к неким наброскам, недоделкам, которые, к тому же, возможно, отравляю их создателю жизнь. Но это всё от скромности или от неуверенности в себе.
В «Недотыкомках» есть минимум две песни на века - «Аисты» и «Колыбельная для Алисы» в обеих из них звучит меланхоличная электрогитара лидера тюменского «Чернозёма» Евгения Кокорина, а во второй — ещё и клавишные участника той же команды Максима Шарко. Остальные песни тоже на уровне, но, по большому счёту, объединены они идеями обреченности, тупиковости, дефилирования вдоль бесконечного загона.
Далее идёт множество разрозненных бонусов с квартирников и маргинальных клубов, вроде «Факела». Судя по всему, публика туда приходила подготовленная и осведомленная, например, какая-то девушка заказала в 1995 году в ходе квартирного сейшена на «Речном» саркастичную песню «Люди», которую КлещЪ с удовольствием и исполнил. Перед «Предпохмельной» КлещЪ пояснил, что изначально посвятил ее Вене Дркину, но тот умер, и теперь это просто песня — без адресации «Сладкую Н.» автор назвал своим юношеским опусом, в котором всё равно уже было ощущение тяжести бытия.
Те, кто доберется до финальных треков, получат возможность оценить собственно поэтичские дарования Клеща, который декламирует короткие стишки. Самый забавный из них - «Земфира и Диаманда Галас», в которой сочинитель язвительно спорит с доморощенными критиками, поставивших этих двух певиц в один ряд. Но по этим произведениям видно, чно Клищенко всё же не был поэтом.
Издание «Остальное» лейбла «Выргород» снабжено двумя предисловиями. В напутственном слове Сергея Калугина личность Клеща рассматривается через факт его бегства из эшелона, который следовал с другими призывниками в Чечню. Многое даёт для осмысления этого события и песня «Полковник Шабер». Ну а написавшая второе — буквально пара абзацев — предисловие Юлия Теуникова мотивирует глубже погружаться в этот диск, замечая, что к каждой песне могла бы сочинить целую эпопею.
Комментарии читателей Оставить комментарий