Виталий Дубинин «Бал-маскарад»

К своему полноценному сольному альбому бас-гитарист «Арии» Виталий Дубинин шел без малого сорок лет. Еще в 1982 году вышел его магнитоальбом «Осень», который был собран из разрозненных песен распространителем кассет и будущим влиятельным продюсером Андреем Лукиновым. Позже в послужном списке Дубинина было участие в качестве вокалиста в миньоне «Поющих сердец» «Дирижирует ГАИ» (1984), полушутливый диск с Владимиром Холстининым «АвАрия» (1997) и шансонная композиция «Бабы-бабы».
Виталий Дубинин — техничный басист, прекрасный вокалист и яркий композитор. Выпуск сольной пластинки с такими выдающимися данными был для него лишь делом времени. Толчок для этого дала пандемия коронавируса, когда музыкант все-таки решил систематизировать свои наброски и попробовать с ними что-то сотворить. Естественно, в этом скарбе были песни не подошедшие для «Арии»: «Наполеон» мог бы войти в альбом «Проклятье морей», а «Чужие» сочинялась уже после выхода этого диска.
Однако было бы в корне неверно считать дубининский сольник сборником ауттейков. Конечный продукт родился в тесном сотрудничестве бас-гитариста с лидером группы «Гран-Куражъ» Михаилом Бугаевым. Уже существующие песни перерабатывались совместными усилиями кардинально, а часть материала создавалась непосредственно при работе над альбомом. Удачно подобранные название пластинки и порядок песен выстроили все композиции в связную историю, тем не менее, на первый план выдвинулись совсем не те композиции, на которые сами музыканты делали ставку.
Своеобразными центрами притяжения стали «Бал-маскарад», «Бес в твоих глазах» и «Русский сон». Последние две из них заслуженно стали отдельными CD-синглами. Реактивная «Бес в твоих глазах» поднимает благодатную, но не так уж часто эксплуатируемую металлистами тему болезненного влечения героя к стервозной соблазнительнице. Дух захватывает от того, как мастерски Виталий Дубинин передал в куплетах хрип изнемогающего от бесплодной страсти персонажа. В распевной балладе «Русский сон» он тем более находится в своей стихии, потому что такие мелодичные «народные» песни ему всегда особенно удавались (подробнее о ней читайте в рецензии на CD-сингл).
Что касается «Бала-маскарада», то эта маршеподобная вещь с задорными выкриками «хэй» является цементирующим элементом всего альбома. Если в «Интро» говорится о летящем в бездну мире, то здесь раскрывается причина такого патового положения: большинство людей не живет, а играет чужие роли, прячась за масками, которые даже близко не отражают их подлинную суть. Эта мысль блестяще подчеркнута в оформлении альбома. Три грозных судии выносят всем нам беспощадный приговор — и, скорее всего, это упомянутые Маргаритой Пушкиной в тексте «Бала-маскарада» «Совесть, Разум и Честность». Только вот для потерявшего свой истинный облик владельца эти сущности тоже являются безликими и опустошенными фантомами, не сулящими ничего, кроме адской бездны.
Часть других песен буквально вырастает из перечисленных. Зловеще мистичный «Призрак темной стороны» возник из риффа, предназначавшегося изначально для «Бала-маскарада», а «Пламя» - из заготовки Михаила Бугаева к «Бесу в твоих глазах». Для каждой из них Виталий Дубинин как вокалист нашел свои индивидуальные краски. В «Призраке темной стороне» есть хуковый фрагмент, где певец вещает от лица инфернального персонажа сначала растерянно, а потом переходит на крик отчаяния. В финале «Пламени» (о безжалостных наемниках) Дубинин вкрадчиво пропевает лирический фрагмент о заветной «белой двери» в детство.
При всей нелицеприятности поднятых тем (чего только стоит зловещая модерн-металлическая «Бег по кругу!), альбом «Бал-маскарад» оставляет после себя светлое послевкусие. Даже амбициозный французский император в симфо-металлическом эпике «Наполеон» получает свои пять минут посмертной славы в сновидческой битве. В мажорном гимне «Здесь и сейчас» предлагается единственный выход: наслаждаться текущим моментом, как бы тяжело это ни было. А в полуакустической балладе с вкраплением струнных «Детях дождя» память о самых продуктивных моментах прошлого помогает закладывать фундамент для воплощения самых заветных грез в будущем.
Сравнивать диск «Бал-маскарад» с альбомами «Арии» нет никакого смысла. Это действительно абсолютно самостоятельная работа со своими особенностями, концепцией и настроениями. Даже если брать во внимание какие-то отдельные нюансы, то отличий море: скажем, в «арийских» студийных работах никогда не было «Интро» с пропеваемым текстом, а в «Уходи и не возвращайся» с роковыми женщинами не церемонились, в отличие от «Беса в твоих глазах».
Ну и самое главное то, что Виталий Дубинин обладает красивым тембром, виртуозно владеет своим голосом и ювелирно настраивает его, исходя из задач каждой конкретной песни. Поэтому его альбом самыбытен и самодостаточен.
Комментарии читателей Оставить комментарий
дедушкины пьяные рефлексии...музыкант вообще ноль.