Василий Шумов «Все для народа» (винил)

Василий Шумов всегда опережал музыкальные тренды и шел вразрез с модным тенденциями. Еще в 90-е он в совершенстве освоил мультимедийный формат подачи материала. При этом он не отказывался и от традиционных носителей, выпустив практически весь свой каталог на CD. Правда, для такого плодовитого музыканта, как лидер группы «Центр», у него оказалось совсем мало виниловых релизов. Но, такое впечатление, что он просто ждал подходящего момента, чтобы превратить выпуск винила в очередную концептуальную акцию.
В этом году Шумов уже издал сразу два альбома, которые принципиально нельзя послушать в цифровом формате. CD «Зашиваюсь» стал своеобразным продолжением выставки шумовских пиа-артовых картин «Идеальный мужчина зашивается» и отличным поводом помедитировать на красивый шрифт с обложки диска. С винилом «Все для народа» дело обстоит еще замысловатее.
На пластинке разместился материал с недавнего выступления Василия Шумова в питерском клубе «Ионотека». Материал без преувеличения уникальный – во-первых, потому что музыкант сейчас выступает очень редко. Во-вторых, таким образом была увековечена пронрамма «Драм-машина, Гитара и я», тоже ставшая определенной вехой. На пороге 40-летнего юбилея группы «Центр» ее основатель задумался над тем, что драм-машина оказывается основным конструктивным элементом большинства его альбомов, многие из которых писались в домашних условиях. Соответственно, и выступление в «Ионотеке» фиксировалось из зала на некое портативное устройство (не на мобильник ли?), поэтому и качество звучания винила тоже лоуфайное.
Далее – оформление, которое для нынешнего Василия Шумова не менее обычно нагружено смыслами, чем сам начинка. На обложке пластинки размещена его картина «Русский рок. Главтипажи». В правой части эти самые типажи перечислены: «бесноватые», «юродивые», «пафосные», «вменяемые». Довольно точный эпикриз, не находите?
Велик соблазн спроецировать перечисленные личины на содержание исполняемых песен. Для раскрытия сути «пафосных» очень подходит утрированно напыщенная песня «Время не ждет». «Бесноватые» проглядывают сквозь параноидальную «Все все для народа». «Юродивых» неплохо характеризует абстинентная «Нажрусь один». Наконец, к «вменяемым» явно имеет отношение социальная зарисовка из 90-х «Смутное пятно неизвестно чего», где довольно верно ухвачены извечные российские беды.
Однако и этих выводов для понимания сути пластинки недостаточно. Если мы зададимся вопросом, а к какому из «главтипажей» относится сам Шумов, то честным ответом, скорее всего будет: ни к какому! А все потому, что в концертнике он просто все поставил с ног на голову и попросту изъял фигуру исполнителя из центра событий. В результате тон на записи задает не музыкант, а его публика. Именно она создает нужный голосовой антураж в «Пасеке», пристрастно требует от певца «а ну дыхни!» в «Нажрусь один» и нагнетает атмосферу вселенского ужаса во «Все все для народа». Симптоматично, что некоторые из этих новаций отражены во вкладке с текстам песен.
На выходе получился не просто концерт(ник), а очередной креативный перфоманс, который нам многое объясняет о современной медийной среде, когда зажатый между распоясавшимся в соцсетях хейтерами и всезнающими фанами Артист неизбежно оказывается в ситуации, когда хвост виляет собакой, а пчелы кусают пасечника.
Комментарии читателей Оставить комментарий