Александр Невский «Русью вскормлен»

В годы Перестройки одно время был востребован христианский метал и хард-рок. «Александр Невский», «Мономах», Андрей Мисин — все они в меру сил обращались в своем творчестве в духовным истокам России. Интерес к этой теме совмал с годом 1000-летия Крещения Руси и на поверку оказался эпизодическим. Так что таким музыкантам, как лидер «Александра Невского» Вячеслав Горбачев, пришлось непросто.
Как раз в 1988 команда записала альбом «Русью вскормлен». Через два года «Александр Невский» распался — не помог даже трехпесенный виниловый миньон с песнями релиза. Одни говорят, что все произошло из-за прохладного приема команды на фестивале «Звуковой дорожки». Другие утверждают, что музыканты более не хотели христианского рока, а Горбачев стоял на своем, поэтому, забрав материал, основал «Новый Завет». Впрочем, эти версии не противоречат друг другу.
Как бы то ни было, и сам Горбачев не горел желанием обнародовать полную версию релиза. Спасибо лейблу OldWise, который все же осуществил ретроспективный релиз — с буклетом плакатом, текстами песен, редкими фотографиями и краткой историей группы. Даже CD стилизован под винил!
Трудно сказать, насколько мог бы быть востребованным этот материал, обратись Россия к 1991 году не к западным ценностям, а взяв курс на Русский Мир. Музыку критики сравнивают с Black Sabbath и Dio. Но гораздо любопытнее вплетение в металлическую канву эпических элементов. Открывается диск пением предположительно церковного хора. Предположительно — потому что слов почти не разобрать. А в песне «Александр Невский» используются героические прокофьевские мотивы из одноименного фильма. Русскую нить в музыке можно, при желании, нащупать и в «Мировоззрении Андрея Рублева». Сам же текст создавался под явным влиянием фильма Андрея Тарковского, где иконописец был представлен величайшим гуманистом своего времени, пытавшемся видеть Христа в каждом человеке.
В целом, тексты альбома взывают противоречивые чувства. Они и манят, и вызывают скепсис одновременно. «Сынов пасхальная семья» в «Проповеднике Добра» - это очень сильно. «Стоокий слепец» в «Избраннике Рая» - тоже вполне евангельский образ, но почему он в рай скупается, а не поднимается? Фраза же из «Вкуса речи родной» «такой кроткий собой» и вовсе отдает кокетством. Кажется, что Вячеславу Горбачеву чуть не хватило той живительной цензуры старославянского языка, о которой он и сам же поет в этой вещи. Но для дальнейшей кристаллизации такого по-прежнему нам необходимого феномена, как православный тяжелый рок, этот экспериментальный образец бесценен.
Комментарии читателей Оставить комментарий