]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Интервью
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Елена Савицкая: «Отечественная школа прогрессива ориентировалась на русско-советскую музыкальную классику»

21:27 10.02.2022
Елена Савицкая: «Отечественная школа прогрессива ориентировалась на русско-совет
Елена Савицкая

Кандидат искусствоведения, музыковед, замглавного редактора журнала InRock Елена Савицкая уже много лет посвящает себя исследованию одного из самых «умных» направлений в рок-музыке — прогрессивному року и всему, что вокруг него

В 2008 году Елена выпустила довольно любопытное исследование — книгу «King Сrimson. Великие обманщики». В 2015 автор решила систематизировать и расширить свой исследовательский потенциал, издав довольно объемную работу под названием «Прогрессив-рок. Герои и судьбы». А в прошлом году увидела свет книга, которая посвящена сложным музыкальным формам, которые развивались (и продолжают это делать) в нашей стране - «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року». Все это кажется мне тем более важным и своевременным, чем больше современная музыка напоминает невнятное ленивое бормотание под «биточки» . Поэтому предлагаю нам вместе поразмышлять о настоящей, о музыке, собственно, как таковой. Ответы Елены на мои вопросы действительно многое проясняют.

KM.RU: Елена, расскажите для начала, когда и как началось ваше увлечение сложными формами рок-музыки? Для женщин в России, как мне кажется, несвойственно интересоваться подобными материями. Поэтому я крайне удивился, когда покупал вашу книгу лет пять назад в «Библио-глобусе», прочитав на обложке имя и фамилию женщины...

- Признаться, ваше высказывание меня удивило. Женщины, в том числе в России, руководят запуском космических кораблей, занимают ведущие должности в исследовательских институтах, делают серьёзные научные открытия. В сфере искусствознания тоже трудится множество женщин, которые пишут, например, книги об академическом музыкальном авангарде, который куда сложнее по своему внутреннему устройству, чем прогрессив-рок. Кстати, проблему взаимоотношений академической и массовой музыки, роль новых массовых жанров в музыке ХХ века, в том числе джаза и рок-музыки, с научных позиций впервые рассмотрела одна из крупнейших отечественных исследовательниц-музыковедов – Валентина Джозефовна Конен. А прогрессив-рок, по крайней мере, сегодня, слушают множество представительниц прекрасного пола, и за рубежом, и у нас. Я это вижу и по музыкальным фестивалям, и по личным знакомствам, и по отзывам в соцсетях. Так что не стоит, мне кажется, здесь проводить разделение по гендерному принципу. Кстати, прогрессив-рок – музыка не только «умная», но и очень эмоциональная, она заставляет задуматься и о глобальных вещах, и о сиюминутных, и о личных. Так что каждый в ней может найти что-то близкое.

KM.RU: Хорошо, убедили...

- Что касается моего интереса к предмету, то он начался в 14 лет, когда я впервые услышала на виниле альбом «The Wall» Pink Floyd, чудом попавший в мои руки – ненадолго, для перезаписи на кассету. Это было что-то вроде потрясения, слушала его каждый день, записывала свои впечатления. Я тогда училась в специальной музыкальной школе и воспитывалась, конечно, на классике, будучи к тому же дочерью музыкантов. Но потихоньку интересовалась роком и поп-музыкой. Конечно, слушала до этого и The Beatles (это вообще первая любовь), и модный в то время Modern Talking, и даже Accept. А тут поняла, что вот – музыка, которая стоит наравне с классикой, столь же глубокая и великая. Вторым таким потрясением стало знакомство с музыкой King Crimson. Подробно я в неё углубилась уже в студенческие годы, когда как раз встал вопрос о выборе темы для дипломной работы (я закончила академию Гнесиных как музыковед). Собственно, с тех пор продолжаю заниматься рок-музыкой, защитив диссертацию и став научным сотрудником Государственного института искусствознания.

С группой Happy55 на праздновании 15-летия журнала "InRock" (2015)

KM.RU: Давайте поговорим о вашей новой книге «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року». Это, безусловно, малоизученная тема в нашей стране. Как вы пришли к ней, каким образом отбирали героев? Как шла работа в целом? Много ли пришлось переслушать незнакомой музыки и обновлять слышанное ранее?

- Пришла я к этой теме не сразу. Довольно долгое время слушала в основном западную музыку и писала тоже о ней. Честно говоря, казалось, что у нас подобной музыки очень мало, хотя уже в период работы над дипломом я знала, конечно, о группах «Горизонт», «Диалог», экспериментах Курёхина и, конечно, об «Автографе». Большую роль сыграло и знакомство с музыкантами, исполняющими прогрессив-рок – например, с Александром Костаревым, это было уже в начале 2000-х. И, конечно, повлияло моё участие в журнале «InRock», точнее, в организации фестивалей «InProg», первый из которых состоялся в 2001 году, а последний – в 2011-м. Оказалось, что у нас формируется собственная прогрессив-роковая сцена, и это было очень интересно и свежо. Фестиваль как раз был посвящён тому, чтобы музыканты, работающие в достаточно редком тогда у нас стиле прогрессив-рок, могли выйти на своего слушателя и выступить на одной сцене с ведущими зарубежными представителями этого направления. Тут стоит сказать отдельное спасибо главному организатору фестиваля и главреду «ИнРока», а по совместительству моему супругу Владимиру Миловидову, поскольку фестиваль был его проектом. В общем, я начала копать в этом направлении, параллельно делая аудиосборники «Музыка для мозгов», которые выходили как приложение к журналам «Салон Audio Video» и «Автозвук» гигантским тиражом. Надеюсь, кто-нибудь их помнит, а если нет, то во Вконтакте они выложены.

KM.RU: Так вы пришли к новой теме?

- Именно. Одновременно я стала искать тему для очередной книги, и поняла, что рассмотреть отечественный прогрессив-рок будет очень интересно. И где-то в 2010-м начала изучать вопрос уже прицельно, обратившись к истокам. Здесь опять же меня ждала масса открытий, потому что оказалось, что истоки эти уходят у нас в 70-е и даже в конец 60-х. С одной стороны, это прибалтийские коллективы, которые были флагманами направления в СССР, с другой – музыканты из Москвы, Петербурга, Свердловска, которые экспериментировали с разными стилями и формами. Работа над книгой шла в нескольких направлениях – это и переслушивание изданных и архивных записей (к счастью, многие из них сегодня выложены на разных сайтах и торрентах, что-то даже переиздано, а кое-что мне присылали сами музыканты), и интервью – они печатались в «ИнРоке», но в книгу в итоге не вошли за недостатком места. Да, многое тогда я услышала впервые, всё было безумно интересно и побуждало искать и слушать ещё и ещё. Я несколько лет буквально погружалась в эти записи. Пусть качество их порой было не очень хорошее, как, например, у группы «Виктория», но музыка-то замечательная! В общем, была такая розыскная работа, которая мне очень нравилась.

KM.RU: Как, по-вашему, можно ли советский арт-рок, а за ним и российский прогрессив-рок назвать заимствованным у западных коллег? Или вы все же выделяете что-то самобытное в этом направлении музыки в СССР/России?

- Сама идея сочетания классики и рока, и собственно черты прогрессива как стиля, безусловно, пришли с Запада, поскольку у нас направление всё же складывалось под влиянием поступавшей из-за рубежа музыкальной информации. Прежде всего под воздействием проникавших сквозь «железный занавес» пластинок ELP, Yes и других грандов прогрессив-рока. Но, конечно, было много самобытного. Во-первых, сам саунд, который во многом определялся своеобразием звучания отечественных или же «самопальных» инструментов, прежде всего синтезаторов, а также собственно манерой исполнения и особенностями звукозаписи. Можно рассуждать о том, хорошо это или плохо, но своеобразия это точно придавало. Но, конечно, у наших арт-рокеров всегда было стремление к качеству звучания и профессионализму исполнения. Во-вторых, тем, что ориентировалась на русско-советскую, а не зарубежную музыкальную классику. И творческими ориентирами здесь стали Мусоргский, Стравинский, Прокофьев, то есть композиторы-новаторы, которые во многом ниспровергали сложившиеся традиции, ввели много нового в области гармонии, ритмики, оркестровки. Конечно, в обращении к русской классике вновь можно видеть «руку» ELP с их «Pictures at the Exhibition», но я полагаю, что наша музыка была впитана рокерами, так сказать, ещё с молоком матери. Ведь она часто звучала по радио и телевидению, а многие наши прогрессив-рокеры (тогда будущие) учились в музыкальных школах и даже институтах. В-третьих, как ни странно, я бы отметила влияние отечественной эстрады с её приподнято-лирическим мелодическим строем – хочешь не хочешь, а всё это тоже впитывалось, и чувствуется у самых разных представителей нашего прогрессива, от «Автографа» до Azazello. Как и отсылки к фольклору – но в основном у тех, кто непосредственно стремился к синтезу фолка и рока, как «Ариэль» или «Песняры». Всё это и определило своеобразие отечественного прогрессива, которое ощущается до сих пор.

KM.RU: Как вы классифицируете так называемую «рок-оперу»? Ясно ведь, что «рок-опера» - это слишком общий термин. Считаете ли вы, что все последующие рок-оперы и «гитарные мюзиклы» имеют один корень и начало, имя которому «Иисус Христос — Суперзвезда»?

- В СССР рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда» действительно имела значение некоего первоисточника, давшего импульс к развитию жанра. Произведение Уэббера и Райса, попав к нам, опять же, на «завозных» виниловых пластинках, вызвало большой интерес в профессиональном музыкальном сообществе, о чём есть специальные исследования, например, очень содержательная статья Елены Андрущенко о том, как эту оперу оценивал Шостакович. А в «неформальном» пласте отечественной джазовой и рок-музыки «Jesus Christ», без сомнения, сыграл роль некоей «порождающей модели». Это и «подпольные» постановки на английском и русском языках (группы «Арсенал», «Мозаика», прибалтийские коллективы, всё это уже в начале 70-х), и влияние на музыкальный язык, выбор сюжетов – мифологических, исторических, на драматургию отечественных рок-опер. Иногда слышны просто явные воздействия, как, например, в рок-опере «Прометей прикованный» группы «Високосное лето» или «Сказании о Емельяне Пугачёве» «Ариэля». В 80-е годы у нас был настоящий рок-оперный «бум», и сегодня записи с пометкой «рок-опера» всплывают в тех же интернет-архивах. Стоит, конечно, иметь в виду, что далеко не все эти произведения можно отнести собственно к оперному жанру, часто они представляют собой просто последовательность номеров, объединённых неким общим сюжетом. Вопрос о классификации рок-опер на самом деле очень сложен. Сегодня есть и метал-опера, и панк-опера, и рэп-опера, она же хипхопера, и рок-мюзикл – жанр, который исторически появился раньше рок-оперы (вспомним «Волосы» Макдермота) и стал неким переходным звеном к ней. Всё зависит от средств и стилистики, которые выбирают авторы, а они весьма разнообразны. Наверное, наиболее популярная сегодня разновидность – это метал-опера, также родившаяся на Западе, но у нас получившая вполне достойное воплощение, например, в постановках группы «Эпидемия».

Обложка новой книги Елены Савицкой

KM.RU: Градский, Рыбников, Ярушин, Артемьев, Холопов — в советской России, как и в России современной, пишут, писали и будут писать рок-оперы и рок-мюзиклы. Чем, по-вашему, они отличаются от произведений зарубежных композиторов, в чём их особенности?

- Видимо, в том же, чем отличается отечественный прогрессив-рок от зарубежного: выбор сюжетов, стилистика, влияние русской классики... Например, несколько произведений написано по мотивам «Слова о полку Игореве» – это «Слово об Игоревом походе» «Диалога», «За землю русскую» «Ариэля» – пусть в обоих случаях это изначально был соцзаказ, но получилось в итоге неформально и даже на злобу дня, особенно у «Диалога». Стоит отметить и влияние фольклора, например, в «Емельяне Пугачёве» «Ариэля», «Песне о доле» «Песняров». При этом довольно часто отечественные произведения в жанре рок-оперы отличаются ощутимой, даже подчёркиваемой намеренно эклектичностью: например, такие глыбищи, как «Мастер и Маргарита» Градского или «Преступление и наказание» Артемьева. Интересно, что наши композиторы ведут поиски новых жанровых разновидностей и драматургических решений, подходящих именно для отечественной сцены – стоит отметить лайт-оперы Александра Пантыкина или мюзиклы Кима Брейтбурга. А вот с творчеством липецкого композитора Антона Холопова я прежде не была знакома, надеюсь найти записи его произведений. Спасибо, что обратили на него моё внимание.

KM.RU: Елена, первой вашей работой стала книга о группе King Сrimson. Почему вы решили написать именно о них? От многих меломанов я не раз слышал, что «кримсоны» – это и есть вершина развития музыкальной культуры с приставкой «рок». Что вы об этом думаете?

- Я уже немного сказала о том, что первым моим исследованием о King Crimson была дипломная работа, написанная ещё в середине 90-х в Академии музыки имени Гнесиных. Хочу сказать, что педагоги академии к выбору темы отнеслись с пониманием и оценили саму музыку, за что я им очень благодарна, особенно моему научному руководителю Евгению Викторовичу Дукову, который стал моим Учителем на всю жизнь. Тем более что творчество King Crimson действительно является просто кладезем и музыкальных, и философских смыслов, его очень интересно анализировать. И для меня оно стоит в ряду наиболее выдающихся явлений музыки ХХ века вообще, не только рока (не буду говорить, что оно является «вершиной рок-культуры», ибо мы никогда не знаем вообще всего и нельзя категорически утверждать, что кто-то самый лучший и «самый великий»). При этом оказалось, что при анализе такой музыки вполне можно использовать инструментарий академического музыкознания. Ведь прогрессив-рок (тогда, правда, я использовала в основном термин арт-рок) вообще тесно связан с академической музыкой – как классической, так и современной, авангардной. Соответственно, тут можно применять уже наработанные средства для изучения, скажем, мелодики, гармонии, фактуры или звуковысотных систем. Конечно, при этом необходимо добавлять что-то, что помогло бы раскрыть рок-специфику – например, анализ саунда, то есть особенностей звучания, связанных с применением электрического звукоусиления, характерных исполнительских приёмов и так далее. К тому же творчество King Crimson настолько глубоко и разнообразно, у них настолько отличаются разные периоды и даже «близлежащие» альбомы, что можно о них писать бесконечно.

KM.RU:Теперь понятно, что привело вас к книге.

- Да, поэтому логичным был следующий шаг – доработать диплом и издать его в виде книги, что и произошло в 2008 году. Конечно, изначальный материал был очень сильно расширен и дописан, введён контекст не только арт-/прогрессив-рока, но и вообще развития рок-музыки 1960-2000-х годов. Есть мысли о переиздании этой книги, но надо дописать достаточно большой кусок, связанный с нынешним возрождением King Crimson. Нам даже посчастливилось побывать на двух концертах – в Париже в 2015 году и в Кракове в 2018-м. Невероятные впечатления!

KM.RU: Елена, немного шуточный вопрос. Что вы можете сказать о разных музыкально-духовных экспериментах Роберта Фриппа? Я имею в виду школу Guitar Craft, ну и прочие штучки. Все, что делает мэтр, по определению является важным и нужным, или за все, что он сделал для мировой музыки, мы можем позволить ему быть чудаковатым эксцентриком?

- Ну, Guitar Craft – это вполне серьезная школа гитарного мастерства, где участники действительно занимаются не только развитием техники по особой фрипповской методике, но и различными духовными практиками. Потому что, по мысли Роберта, исполнительское искусство – это не только правильное движение медиатором вверх-вниз, но и философия, самопознание, медитация. Эти школы и сегодня проводятся, уже под названием Guitar Circle. Например, летом этого года четырёхдневный курс пройдет в Америке под руководством самого мэтра. Другой вопрос, что в последнее время во многом «благодаря» локдауну и интернету мы узнали Роберта с совершенно неожиданной стороны – как весёлого и действительно эксцентричного человека, который устраивает забавные «завтраки» в своём поместье с супругой – панк-певицей Тойей Уиллкокс, наряжается в невообразимые наряды, танцует танец маленьких лебедей, исполняет панк-каверы и даже даёт себе выбрить ирокез. И всё это явно делает с удовольствием. Для людей, которые привыкли воспринимать King Crimson как очень серьёзную рок-группу с «трагической» картиной мира, а самого Фриппа – как истинного джентельмена в неизменном чёрном сюртуке, это стало едва ли не шоком. И я знаю поклонников, которые этот его новый – а на самом деле, возможно, настоящий образ - не могут принять. Хотя «английский юмор» у King Crimson был всегда, и даже по ранним, ещё докримзоновским опытам в составе абсурдистской группы Giles, Glies and Fripp что-то подобное можно было заподозрить. Честно, мне нравится этот образ Фриппа, он такой милый и домашний, и развенчивает этот неприступный имидж музыканта-скалы, памятника самому себе. Вообще он стал гораздо ближе своей аудитории, ему даже можно задать «горящий» вопрос и получить в меру едкий ответ. Так что творчество King Crimson, вероятно, стоит переосмыслить с новых позиций.

KM.RU: Для тех, кто пока не читал ваших книг, давайте проясним фундаментальный вопрос — в чем же всё-таки отличие арт-рока от прогрессив-рока? К чему вы пришли за годы изучения?

- Да, это действительно вопрос весьма серьёзный. Часто эти термины рассматривают как синонимы, хотя разница, безусловно, есть, и на это обращают внимание многие исследователи (среди отечественных – Валерий Сыров, Ольга Слынько, я тоже в своих книгах стараюсь разъяснить). Безусловно, арт-рок стилистически в большей степени связан с академической культурой, классическим искусством – как, например, Procol Harum или ELP с их отсылками к барокко; к тому же «классический» арт-рок зачастую характеризуется более мягким звучанием с акцентом на клавишные (орган) или акустические инструменты. Прогрессив-рок же в самом названии содержит некую «вперёдсмотрящую» составляющую – это направленность на эксперимент, усложнённость средств и формы, нередко – на виртуозность, показ технических возможностей, что влечёт за собой и более жёсткий саунд. Но всё же сегодня очень сложно бывает разграничить арт- и прогрессив-рок, которые, если уж так строго рассуждать, часто сливаются в творчестве одной группы и даже в одной композиции, взять тех же King Crimson. В последнее время в международных классификаторах и энциклопедиях типа progarchives.com утвердилась некая унифицированная терминология с акцентом на прогрессив. То есть, с одной стороны, прогрессив-рок используется как «зонтичный» термин, охватывающий большое количество музыкальных явлений, в которых есть связь с «классикой», новаторство, экспериментальность, сложность выразительных средств и так далее. С другой стороны, используется множество более локальных терминов с приставкой «прогрессив» или, сокращённо, просто «прог». Мне такой подход кажется на сегодняшний момент более универсальным и понятным, поэтому я его приняла за основу, хотя совсем от термина арт-рок не отказываюсь. Тем более что у нас была своя специфика – раньше был заимствован термин арт-рок, а потом больше стали употреблять понятие прогрессив-рок.

KM.RU: Чтобы быть прогрессивным, нужно постоянно прогрессировать — так?

- Да, другой вопрос, что многие современные прогрессив-группы уже не прогрессивны в изначальном понимании, то есть в их музыке уже нет новаторства, экспериментальности, а есть некие наработанные клише, наборы из ломаных ритмов, сложных гармоний или «навороченных» инструментальных партий. Я недавно опять размышляла над этим вопросом, и поняла, что для меня в определении «прогрессивности» важны два параметра. Во-первых, наличие в самой музыке моментов развития, движения вперёд, преодоления граней формы, а не просто чётко размеченного конструкта из одних и тех же элементов, пусть и довольно «сложных». То есть важен прогресс как процесс, развитие. И, во-вторых, есть ли в музыке игра со стилями, звучаниями, необязательно это может быть связано с «классикой», но, опять же, это выход за пределы привычного для рока набора средств. Вот эти моменты преодоления заданности кажутся мне показателями прогрессивности, пусть и достаточно интуитивно понимаемыми.

KM.RU: Интересно узнать ваше мнение, почему так называемая «сложная музыка» почти недоступна сегодня для понимания большинству людей? Я проводил эксперимент. Включал близким знакомым Фрэнка Заппу, Джона МакЛафлина, Atomic Rooster, Aphrodite`s Child и т. д. – реакция была одна: «Выключи, в этом нет музыки, у нас болит голова». Дело именно в «сложности» для восприятия или есть другие причины?

- Не знаю, возможно, это вопрос личных вкусов или музыкального воспитания. Честно говоря, я сама Фрэнка Заппу, например, могу слушать в ограниченных количествах. С одной стороны, это здорово – образовывать своих друзей и знакомых, ставить им любимую музыку, возможно, из этого что-то получится. С другой стороны, сейчас можно найти единомышленников в любой части света, предметно обсудить с ними любимые группы и пообщаться. Зависит ещё и от настроения, и от окружающей обстановки, от желания воспринимать что-то «сложное» и необычное именно здесь и сейчас. На ходу и в ситуации, когда тебя постоянно отвлекают, тяжело сосредоточиться и понять, «о чём» вообще музыка. Идеально создать для себя обстановку концертного зала, чтобы хотя бы час на хорошей аппаратуре послушать что-то новое для себя и непростое, и чтоб никто не отвлекал и под рукой не было телефона с соцсетями. Это, конечно, тяжело, но попробовать можно!

KM.RU: Поговорим о книге «Прогрессив-рок. Герои и судьбы», которая есть у меня в библиотеке. Вопрос аналогичен тому, что я задавал о недавно вышедшей книге. Как пришли к ней, как отбирали для нее героев?

- Ну, тут тоже всё просто – после книги о King Crimson захотелось написать что-то более теоретическое и обобщающее о прогрессив-роке, и тут в ход пошёл уже материал моей диссертации, тоже, конечно, расширенный и дописанный. Там как раз о терминах, стилевых подвидах, региональных сценах и так далее. А главными героями стали группы и артисты, о которых я писала статьи для «ИнРока» – Van Der Graaf Generator, Gentle Giant, Yes и Рик Уэйкман соло, Rush, Marillion, Dream Theater, The Flower Kings. Кстати, именно эта книга, возможно, будет скоро переиздана, так как она с «Советским арт-роком» составляет серию, которая в дальнейшем продолжится.

С Владимиром Миловидовым (главред журнала "InRock"), выставка MusikMesse, 2021 

KM.RU: Елена, что сейчас происходит с артом и прогрессивом в стране, можете сделать некий общий срез? Я выделяю для себя группу Teashroom Time Band, группу Roz Vitalis и работы композитора Антона Холопова. Наверняка вы знаете намного больше меня.

- Сейчас прогрессив-роковая сцена у нас интенсивно развивается, у неё есть своя публика, фестивали, даже лейблы. Да, «ИнПрог» приказал долго жить (хотя ещё не вечер), но потом был фестиваль «Прогрессия», в Петербурге регулярно проводится фестиваль фьюжн- и прогрессив-рока «Babooinum», наш коллега журналист Пётр Кулеш часто приглашает близкие прогрессиву команды на свои «Кулеш-джемы». Есть ещё концерты-вечеринки, посвящённые творчеству Rush (под руководством группы Moving Waves), а были в своё время и Заппа-фесты, которые проводил Александр Костарев. Да, и нужно упомянуть мини-фестивали ProgDay, которые мы проводили в Клубе Алексея Козлова с 2012 по 2015 годы. Кстати, на последнем из них, 21-м по счёту, состоялся большой дебют проекта «Арутюнов и Quorum», созданного известным блюзовым вокалистом Николаем Арутюновым совместно с молодой московской симфо-прог-группой Quorum. Этот проект замечательно исполнял классику британского прогрессив-рока, который был большой любовью Арутюнова, записал два альбома и даже выступил с оркестром и хором. К сожалению, в связи с безвременным уходом Николая из жизни прекратилась и деятельность этого коллектива... Ещё я для себя выделяю прог/психоделик/краут-рок-группу Vespero, очень понравился второй альбом Compassionizer – это проект Ивана Розмаинского, жду новые альбомы собственно Roz Vitalis, «Мыса Луны» (они, насколько известно, уже на подходе), Happy55, Iamthemorning, Eternal Wanderers. Надеюсь, что когда-нибудь будет записан и новый шедевр Azazello, которые, кстати, недавно объединились для выступления на «именном» фестивале AzaFest в Тынде... И ещё хочется отметить не «чисто» прогрессив-роковый, но очень тонкий по музыке, ностальгически-обаятельный проект Inna Pivars & The Histriones. В общем, есть что послушать!

Фото: С Николаем Арутюновым (после концерта "Арутюнов и Quorum", 2016)

KM.RU: Спасибо, весьма познавательно. Вопрос о недавно ушедшем от нас Александре Градском. Каково, по-вашему, его влияние на становление и развитие не просто «русского рока», а именно рок-музыки как глобального искусства, которое имеет глубокое содержание упакованное в сложные формы?

- Да, уход Александра Градского – это огромная потеря. Его влияние на становление отечественного рока действительно очень существенно. Оно началось ещё в конце 60-х – начале 70-х, то есть в период, когда группы массово переходили от исполнения англоязычных каверов к собственной музыке на русском языке. Тут Градский со своими «Скоморохами» были одними из пионеров, причём в их творчестве можно обнаружить ростки самых разных стилей – от блюз-рока и хард-рока до арта и, конечно, фолк-рока. Интересно, что уже в те времена Градский мыслил циклами, в том числе создавал произведения на стихи классических поэтов – Шекспира, Бёрнса, что потом нашло отражение в его более позднем творчестве. Он объединял отдельные замыслы в нечто цельное. Даже довольно разрозненные записи начала 70-х объединил во вполне концептуальную пластинку «Размышления шута». А его виниловый диск 1980 года «Русские песни» – это и энциклопедия форм работы с фольклором в роке, и концептуальный альбом с выстроенной драматургией, на основании чего его тоже можно причислить к прогрессиву. Уже упоминались его рок-оперы. Вокал тоже – объединение академической и эстрадной манеры, но он настолько уникален, что вряд ли возможно его хотя бы копирование.

KM.RU: И последний вопрос. В чем феномен «шестидесятых»? И есть ли какие-то параллели с «шестидесятыми в СССР» – то есть «восьмидесятыми»? И здесь же: ожидается ли новый «золотой век» для настоящей, глубоко духовной, для истинной музыки?

- Это слишком глобальный вопрос, чтобы ответить на него в двух словах, а я и так уже наговорила слишком много. У нас были и свои шестидесятые (которые начались ещё в конце 50-х), и прекрасные, несмотря ни на что, восьмидесятые – тот же русский рок в его лучших проявлениях я ценю очень высоко. Не говоря уже о том, что именно это десятилетие – «золотой век» классического отечественного прогрессив-рока в лице таких групп как «Автограф», «Диалог», «Горизонт» и других. Было, разумеется, и очень много сложностей, зажимов, запретов, когда приходилось действовать вопреки всему, и потом – неожиданной свободы, с которой тоже надо было что-то делать. Мне кажется, что истинная музыка и вообще настоящее искусство – оно внутри нас, для этого не надо ждать нового «золотого века», тем более что он, судя по всему, никогда и не наступит. Просто сядьте и послушайте Баха, Бетховена, Рахманинова, Артемьева, King Crimson, Led Zeppelin, Yes, Porcupine Tree, The Flower Kings, или ту музыку, которая вам кажется прекрасной и возвышенной. Или приходите на концерт «Автографа» в «Градский-Холл» 15 апреля. Видите, не могу я без рекламы предстоящих событий в мире прогрессив-рока!

KM.RU: Елена, огромное спасибо! И за интервью, и за приглашение на «Автограф».

Беседовал Роман Богословский

Фото предоставлены Еленой Савицкой

Темы: Книги, Музыка в мире, Музыка и шоу-бизнес, Персоны и события в мире рок-музыки
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
Песков: украинский и ирано-израильский конфликты несопоставимы
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Распад СССР: почему Перестройка была обречена на провал?
Песня группы «Пилот» превратилась в историческую из-за исчезнувшего автобуса
Как лучше хранить искусственные цветы
Сергей Бондарчук не делал никаких движений в сторону власти
Чемодан Гризли «Я тебя люблю» (интернет-сингл)
«"Спецоперация" на Украине: многие нутром чувствуют, что слишком высоки ставки в этом масштабном и поистине судьбоносном процессе»
Важнейшее явление 2020 года - усиление тяги к правде об СССР
Ковид-годовщина: пора ответить на многочисленные вопросы
«Отечество находится на грани катастрофы»: 30 лет со дня пророческого выступления Крючкова об агентах влиянии ЦРУ и кризисе в СССР
Ольга Куриленко: «Красота – это счастье, а счастье есть красота»
Шпинат. Почему это растение - настоящая кладезь витаминов?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.