]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Переслегин: «Проблема не в том, что дети перегружены, – проблема, что они перегружены имитацией!»

17:51 24.08.2025
Сергей Переслегин. Фото из личного архива

Спикер Госдумы Вячеслав Володин на прошлой неделе поднял тему чрезмерной нагрузки на школьников из-за домашнего задания. Проблему, по его словам, власти признают 

Тем более что для его выполнения ученики активно начали пользоваться новыми технологиями. Однако пока никаких альтернатив не выработано. Сильно ли перегружены школьники? Нужно ли отменять «домашку» в текущем виде? Стоит ли менять подходы к обучению в эпоху искусственного интеллекта? «БИЗНЕС Online» отвечает российский литературный критик и публицист, историк, футуролог Сергей Переслегин.

На самом деле вопрос о перегрузке школьников достаточно неочевидный. С одной стороны, совершенно точно, что школьники перегружены. С другой — бо́льшая часть этой перегрузки является абсолютно искусственной. В принципе, люди могли бы получить точно такое же образование с такими же, если не лучшими, знаниями за гораздо меньшее время, теряя при этом гораздо меньше сил. Надо сказать с самого начала, что в России, по сути, нет системы образования.

Я говорю это настолько жестко, потому что система образования — это прежде всего образовательный канон. А именно четкие ответы на вопросы «кого учим?», «чему учим?», «за какие сроки учим?», «кто учит?» и «зачем учит?». Ни на один из этих вопросов системы образования ответов нет. В этой ситуации образование становится все более и более формальным. А будучи формальным, оно все больше и больше занимает времени, ибо в любой ситуации тебе нужно продемонстрировать не понимание предмета, не умение пользоваться им в жизни, а некоторый формальный набор знаний. А на это придется потерять массу времени и учителям, и ученикам.

Советская школа в этом отношении имела четкую цель образования — создание сознательных тружеников и подготовку кадров для науки. Но даже в советской системе была проблема, связанная с тем, что каждый из учителей был склонен считать свой предмет единственным и его абсолютно не беспокоил вопрос, сколько времени ученик будет тратить на владение его предметом и сможет ли он это время найти с учетом существования других предметов.

Так вот, сейчас эта проблема стала гораздо более жесткой по той простой причине, что бо́льшая часть образования оказывается имитационным, а имитацию приходится учить наизусть, в отличие от реальных знаний, которые можно вполне получить очень быстро, поняв основные закономерности, как это работает.

Что касается домашних заданий. Гроссмейстер Зигберт Тарраш жил в конце XIX века и окончил гимназию в Германии с отличием. Потом окончил университет и работал врачом, кроме того что был гроссмейстером всю жизнь. В школе у него были неприятности. «Я считал, — говорил он, — что домашнее задание абсолютно не нужно нормально учащемуся человеку, но у учителей по этому поводу было другое мнение». Я к тому, что этому спору, по крайней мере, 150 лет. Обе стороны имеют вполне реальные аргументы за и против. «За» заключается в том, что на домашнее обучение можно отдать довольно много материала и не тратить на него времени в школе. На эту тему, правда, можно сказать, что тогда и вообще все образование можно отдать на дом, а не тратить на него время в школе. Откровенно говоря, если человек должен учиться в школе от 6 до 8 часов и при этом заниматься еще и дома, то это означает, что что-то организовано неправильно.

Подчеркну: проблема не в том, что дети перегружены, а в том, что они в значительной мере перегружены имитационной деятельностью и имитационной учебой. В отношении домашнего задания это выглядит еще более ясно. Когда учились в школе мои дети (им сейчас в районе 35), мне самому приходилось ходить в школу и объяснять ситуацию, что я запрещаю им дома писать от руки то, что компьютер может распечатать. Ибо человек для этого изобрел компьютер!

Когда говорят, что школьники не должны при подготовке домашних заданий использовать искусственный интеллект, мне хочется задать вопрос: а зачем тогда его человечество вообще изобрело? Кому он тогда нужен, если его даже в школе использовать нельзя? Да, я понимаю, оценивать тексты, сделанные искусственным интеллектом, нужно совершенно по-другому. Надо выяснить, смог ли школьник, работая с ИИ, внести в текст смысл и содержание. А это проверить гораздо тяжелее, нежели проверить формальное соответствие теме, как это было раньше. С такой точки зрения искусственный интеллект позволяет быстро делать домашние задания. Если искусственный интеллект работает в симбиозе тесного взаимодействия с интеллектом ребенка, то он даст ему очень много — гораздо больше, чем его самостоятельная подготовка. Но тогда проверять это нужно по-другому. И сами задачи для домашнего задания, цели надо ставить совершенно по-другому. И кстати, проверять их тоже должны учитель вместе с искусственным интеллектом. В этом случае система будет работать вполне адекватно и нагрузка на школьников резко упадет.

Нужно ли вообще исключить домашние задания? В принципе, я бы сказал, что скорее да, чем нет. В современной имитационной школе точно да. В идеальной школе, существующей в нашем воображении, можно думать о том, в какой ситуации и какие домашние задания могут оказаться нелишними и невредными, но это совершенно другой разговор и отдельная тема.

И кстати, даже в этом случае я перевел бы домашнее задание из официальной школьной программы в программу нешкольную, кружковую, клубную. Кружок может вам дать домашнее задание, поскольку вы идете в кружок добровольно и добровольно выбираете это направление для своего развития. В такой ситуации это будет работать вполне адекватно.

Темы: Школьное образование в России
Источник: БИЗНЕС Online
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.08.2025, 20:48
    Гость: Этого мало

    Выкладывай все что вычитал в гитлеровских листовках.
    Кто у кого еду отнимал и декрет о земле? Если всю еду уже к началу 1917 года забрал царь на свои оргии.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.08.2025, 20:45
    Гость: Мариванна

    Это откуда у царизма свои? Награбленное у трудящихся. А потом за эти "свои", самый крупный долг в мире был у царской России, пришлось 20 миллионов подданных мобилизовывать и отправлять плоховооруженными на смерть, отвлекать Германию от Франции. Несколько миллионов жизней русских. Ок. 10 миллионов потерь - это цена "своих" долгов на Парижской бирже.
    Советские, собственного производства, самолеты, танки, артиллерия, автоматическое оружие, тыловое обеспечение обеспечили самую Выдающуюся Победу над сильнейшим за всю мировую историю врагом, практически в одиночку.
    А вот царская армия . со "своими" царь-танками и такими же несуразными из иностранных запчастей Ильями-Муромцами, потерпела позорное судьбоносное поражение, приведшее к краху все прогнившее напрочь самодержавие и зависимую сословную демократию спекулянтов .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.08.2025, 20:34
    Гость: Не скажу про мешки в Могилеве

    но в Петрограде голодная многокиллометровая очередь за кусочком хлебушка была видна издалека. Люди по несколько суток стояли в очереди, дабы не умереть с голоду. И не просто люди, а рабочие заводов, в том числе оборонно-промышленных.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 27.08.2025, 20:31
    Гость: вы бы фантастикой не увлекались

    Немцы в ходе ПМВ, на своем втором фронте, где воевали инвалидами и юнцами, против коварного царя , нанесшего своему БРАТУ удар в спину, в то время когда брат Вилли воевал против всей Европы. И даже в таких условиях госпитальная команда сумела отстоять Восточную Пруссию, от коварно вторгшегося со спины братца, и развернуть свое наступление с занятием огромных территорий у России. А ведь все три года Германия вела масштабные бои на первом фронте и у кайзера не было возможности отвлечь на второй вспомогательный фронт мало-мальски крупные силы и вооружения. Результат, крах царской армии, потеря территорий, массовое дезертирство, коллапс военного снабжения, крах экономики, и политическая смерть отсталого государства царей и знатных барыг.
    А теперь зацените и сравните с 41-45м, когда СССР вынуждена была противостоять до зубов вооруженной Германии, включившей в свою и так огромную армию, многочисленные дивизии, ранее покоренных, многих европейских держав и заставивших работать всю промышленность Европы на Германию. И не забудьте внезапность нападения врага. То есть ситуация, диаметрально противоположна, но результат получился тоже противоположный, от обороны к Великой и безоговорочной ПОБЕДЕ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 27.08.2025, 20:16
    Гость: На сентябрь 17 го фронт держался

    только на окопных вшах, да на том что германские солдаты не хотели атаковать своих братьев, русских рабочих и крестьян. 8 млн. было только в бухгалтерских книгах генералов, на деле вся армия разбегалась от голода, холода (обмундирование обветшало и истлела) , а снабжение закончилось, все разворовали временщики и царские интенданты. В российских окопах оставались кучки оборванных и изможденных невольников, а царская армия быстро сдавала огромные территории : Украину, Беллорусию, Прибалтику, Молдавию/Валахию. Дело шло к сдаче Петрограда. И только октябрьская революция вначале замедлила продвижение Германцев. А уж к лету 1918 была сыормирована новая армия - РККА.
    Это царь и временщики не понимали ситуацию и постоячнно заключали тайные договоры с кайзером и Антантой, гоня Россию в пропасть. И только гений Ленина спас Россию от полного краха.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (187)
]]>
]]>
Выбор читателей
Израиль начал операцию по оккупации Газы
Дом Правительства РФ © KM.RU, Алексей Белкин
С 1 сентября мессенджер Max станет обязательным для предустановки
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Россияне работают все больше, а получают все меньше
В секторе Газа впервые объявили состояние катастрофического голода
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Кинопремьера «Розовое облако»: Не хочу в Бразилию - там ковид всесилен
Творческая семья «Сектора Газа» исполнила давнюю мечту дочери Юрия Хоя
Как построить дом, чтобы в дальнейшем не переплачивать без надобности?
«Если называть вещи своими именами, то ЖКХ в этом году буквально "посыпалось"»
Оркестр Сергея Мазаева, 7 декабря,, «Барвиха Luxury Village»
LASCALA «Пульс. Live» (рецензия на видеоклип)
Вадим Степанцов предсказал имя первой леди Америки 20 лет назад
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
«Переименование 30 лет назад станций московского метро - индикатор, сигнализирующий о неизбежном грядущем уничтожении Советского Союза»
Кинопремьера «Адам и Ева»: последние люди на Земле
«Монгол Шуудан», 24 сентября, «Главклуб»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.