]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Половина свидетелей мертва. Кто виноват во взрыве ракеты на космодроме Плесецк?

10:36 18.03.2025
Мемориал на космодроме «Плесецк». Фото: Министерство обороны РФ

В 1980 году произошла самая кровавая трагедия в истории отечественной космонавтики. При подготовке к старту на космодроме Плесецк взорвалась ракета «Восток-2М» — в пожаре погибли десятки людей/ В СССР трагедию замолчали 

Лишь в эпоху горбачевской «гласности» советские граждане узнали о взрыве, а также о том, каким подлым было расследование его причин: государственная комиссия обвинила во всем погибших членов боевого расчета, а не халатных конструкторов, грубо нарушивших правила обращения с перекисью водорода.

Бежали сами и выносили товарищей


«Восток-2М» относится к тому же семейству ракет, что и более современная российская «Союз-2». Они основаны на старой королёвской баллистической ракете Р-7, с помощью которой на орбиту отправился первый спутник. «Семерки» довольно надежны и были «рабочей лошадкой» советской космонавтики, а модификация «Восток-2М» за первые 15 лет эксплуатации стала причиной всего одной аварии.

18 марта 1980 года в 21:16 должен был состояться пуск этой ракеты в интересах Минобороны СССР. Полезной нагрузкой выступал аппарат «Целина-Д» — спутник радиотехнической разведки, предназначенный для перехвата сообщений противника, пеленгования радиопередатчиков и других сходных задач. К шести часам ракета была уже полностью заправлена топливом для маршевых двигателей (керосином), и началась заправка жидким кислородом, игравшим роль окислителя.

Кислородная магистраль третьей ступени (блок Е) начала подтекать из-за ненадежного соединения, но это было типичной для нее проблемой в ту эпоху. К площадке доставили инструмент для ремонта и мокрую ткань для затыкания течи, но использовать их не стали. Проблему решили, соорудив самодельный желоб из фольги для отвода капающего окислителя, — благо, течь была небольшая.

В 19:01 весь лес вокруг пусковой площадки осветила яркая вспышка, а спустя пару мгновений ракету и стартовый стол скрыло пламя.

Из-за присутствия жидкого кислорода десятки тонн керосина не просто горели, как цистерна с топливом, а взрывались так, что боевой расчет не успел подать ни одного сигнала тревоги. Стоявшие ближе всего к ракете не имели ни единого шанса выжить, остальные побежали прочь из охваченного огнем стартового сооружения.

В густом дыму легко было заблудиться, и потому в ключевых проходах остались люди и голосом подзывали к себе других, служа ориентиром. Капитан Василий Лаврентьев рассказывал, как он собрал и гуськом вывел из огня восьмерых солдат, которые держались за ремень впереди стоящего. Однако пока Лаврентьев искал людей в дыму, он получил тяжелый ожог легких, который дал о себе знать ближе к выходу из сооружения. В итоге офицера вынесли на руках двое рядовых: Баширов и Беглиев.

Несмотря на нестерпимый жар и опасность для жизни, расчет отсоединил шланги и отвел подальше от огня цистерны с кислородом и керосином. Как только пламя чуть стихло, внутрь сооружения в поиске живых и мертвых направились спасатели, которым помогали наименее пострадавшие члены боевого расчета. Перед каждым заходом их обливали водой, чтобы они могли подольше продержаться посреди огня.

В тот вечер на месте погибли 44 человека, еще столько же получили тяжелые ожоги и нуждались в госпитализации. В больнице погибло еще четыре человека, что довело общее число жертв до 48.

Взрыв на Плесецке стал самой кровавой катастрофой в истории отечественной космонавтики.

Самое опасное топливо


Как было принято в СССР, катастрофу сразу же засекретили, и «Правда» сообщила об успешном пуске. Однако в те годы в СССР за аварию с огромными человеческими жертвами виновнику неминуемо грозила серьезная ответственность, и уже через пять часов после взрыва на космодром прибыла государственная комиссия. Несмотря на поздний час, прилетели зампред Совмина СССР Леонид Смирнов, министр общего машиностроения Сергей Афанасьев, замминистра обороны генерал-полковник Николай Алексеев, главком РВСН маршал Владимир Толубко, большая делегация конструкторов-ракетчиков вместе с главным советским двигателистом Валентином Глушко — словом, всем причастным к аварии было чего испугаться.

Расследователи катастрофы столкнулись с серьезной проблемой. Материальные свидетельства были почти полностью уничтожены пожаром, и даже стальные фермы обслуживания погнулись, как сгоревшие бенгальские огни. Почти половина свидетелей была мертва, а те, что выжили, не сходились в показаниях.

Большая часть выживших сообщала, что первоначально вспышка возникла в районе блока Е, где была течь, и лишь спустя несколько секунд что-то взорвалось под ракетой. Это и легко в основу выводов комиссии, которая целиком возложила ответственность за катастрофу на боевой расчет. По ее мнению, причиной стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета», то есть якобы они неправильно устранили течь кислородной магистрали.

Это был классический прием «вали на мертвых» — те, кто заткнул или не заткнул течь тканью, уже ничего не могли возразить. Комиссия проигнорировала свидетельства, что ткань в тот день не применялась, а также фрагмент ракеты, который указывал на то, что взрыв в нижней части был первичным.

Однако комиссия ошибалась. 23 июля 1981 года при запуске аналогичной ракеты расчет смог предотвратить новый взрыв, и тогда же стали ясны истинные причины первого.

Ракеты семейства Р-7 используют в качестве вспомогательного топлива перекись водорода, которая нужна для турбин топливных насосов, нагнетающих кислород и керосин в камеру сгорания. Перекись способна разлагаться при контакте с некоторыми металлами (катализаторами), выделяя кислород и много тепла, что можно использовать для привода турбин или для реактивного движения. Она считается крайне опасным соединением и стала, например, причиной гибели подлодки «Курск», некоторые торпеды которой использовали перекись в качестве топлива. При работе с этой жидкостью крайне важно иметь надежные фильтры, поскольку любая соринка может стать причиной трагедии.

Как оказалось, незадолго до катастрофы на Плесецке технология изготовления фильтров топливной магистрали для перекиси была изменена. Кто-то из сотрудников предписал использовать свинецсодержащие припои, обладающие каталитической активностью — то есть как раз такие, которые заставляют перекись разлагаться. Разложение перекиси, закачиваемой в центральную ступень, и стало причиной взрыва и катастрофы.

Однако юридически закрепить этот вывод удалось не сразу. Лишь 11 декабря 1999 года Комиссия по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ приняла решение полностью реабилитировать боевой расчет и признать его невиновным, восстановив справедливость.

Но заняло это практически 20 лет.

Автор: Василий Зайцев

Темы: История СССР, История ХХ века
Источник: Газета.RU
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 19.09.2025, 16:19
    Гость: Степан

    По Плесецку. В той части (14056) я служил срочную на боевом варианте этой ракеты в таком же отделении наземных коммуникаций заправки. В космической ракете первые две ступени, а это 5 блоков, точь в точь как и в боевой. У нас были чертежи всех трех систем заправки. Служил после маш. техникума, поэтому смотрел их (чертежи). Как сейчас помню, что в чертеже на фильтр перекиси водорода в технических требованиях под п 1 было написано: "Паять серебром С-95". И в любом справочнике советского периода указано, что нержавейку для условий агрессивной среды паять можно только серебром. Замена серебра на олово -первая грубая ошибка КБ, а олова на припой ПОС-уже преступление, т. к. к тому времени было общеизвестно о свинце, как катализаторе.Попытка оправдаться со стороны нового гл. конструктора, сына старого, только подтверждает вину КБ и завода. Извещение об изменении подписал зам. Ну и что? Обычное дело, на то он и зам. Никакие приказы о внедрении извещений не издаются - подпись руководителя имеет силу приказа. Ведущие технические руководители космодрома в 81 году ездили на завод: в рабочих чертежах олово заменено на ПОС -60.Уверен, что после инцидента в 81 г. заменили припой на безопасный. В то время такие уже были- серебряно-оловянистые без каких-либо примесей.
    Что касается течи кисорода. Ее причину комиссия, даже, не пыталась установить. Устранить ее боевой расчет не мог. Техническое руководство космодрома неоднократно просило завод разобраться и устранить утечку Завод даже не ответи

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 30.08.2025, 17:11
    Гость: Степан

    Правительственная комиссия во главе с Брежневым выявила много ошибок, но не выявила точной причины взрыва. Т.е виновных не нашли. Но это техническая сторона.Есть и организационная. На каждом стартовом комплексе есть четкий и жесткий регламент работ, включая технику безопасности.Так вот,согласно регламенту в момент взрыва Неделин , вся его свита, бОльшая часть боевого расчета должны быть в укрытии. Он не послушал вежливого предложения начальника старта уйти. Понятно, его уход не предотвратил бы взрыв, но погибших было на 90-100 чел меньше. Всего погибло 126 чел.(72 военных и 54 гражданских).

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 24.03.2025, 15:54
    Гость: Он врет иногда,

    Когда открывает рот.
    А что до хохлов - мне до них вообще было бы до пелотки, если бы их не было бы столько много среди ЕдРасов, т.е. во власти РФ. Жадные, лживые, наглые... Принимай любого какла в ЕдРасы - не ошибешься, свой он там!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 23.03.2025, 10:17
    Гость: и целовать

    коран и апти аронича с шапирой взаглот

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 23.03.2025, 09:30
    Гость: Пилот

    В кремле приняли гениальное решение, чтобы не было никаких аварий нужно вообще отменить все пуски ракет и уничтожить космическую и авиационную отрасли, что и успешно выполняется. И все редкие пуски ракет обязательно освещать, для чего на Байконуре специально держат попа. А для большей надежности еще вызывать шамана чтобы бил в бубен.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (189)
]]>
]]>
Выбор читателей
Трамп: Украина сможет вернуть все территории при поддержке ЕС и НАТО
© РИА Новости Михаил Климентьев
Что с идеей «дружбы народов» сегодня не так
«Продвижение невозможно»: неудобная правда от Рогозина порвала Сеть
Россия не попала в число «первостепенных» стран для гражданской авиации
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
ДНР: Трудоустройство и учеба в условиях войны и экономической «скованности»
Солистка «Мельницы» призвала поддержать отечественного производителя на «сказочном» концерте
БеZ Б feat. Потомучто «Орбита» (интернет-сингл)
Валерий Сюткин научил настойчивее овладевать дамами
«Ты мне больше не мать!»: как война ломает украинские семьи
Arion «Vultures Die Alone»
Питание для роста мышц
«Безлюдная демократия» Суркова ведет к тому, чтоб от людей ничего не зависело
Посев (Егор Летов) «Сказки старого юнги»
Army Of Lovers «Sexodus»
РУБИ КОНцы «Дрейнер» (интернет-релиз)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.