Рецензия на фильм «Сент-Экзюпери»: почта важнее жизни

Действие фильма происходит в 1930 году. Антуан де Сент-Экзюпери (Луи Гаррель) трудится пилотом гражданской почты в Аргентине со своим другом Анри Гийоме (Венсан Кассель). Как истинный романтик и мечтатель, порою писатель неоправданно рискует, из-за чего в одном из перелетов гробит свой самолет. Гийоме спасает другу жизнь, но авиакомпания предъявляет пилотам претензии из-за утраченного казенного имущества.
Желая ускорить доставку почты, Экзюпери придумывает, как летать над горами на самолете, которые не может подняться на высоту более чем в 4000 метров. Используя ноу хау, Гийоме отправляется в очередной раз, но пропадает без вести. Его супруга-диспетчер не верит в гибель мужа, аргументируя свое мнение. Понимая, что пришло время возвращать долги, Сент-Экз с риском для жизни в одиночку отправляется на его поиски.
В реальности все, конечно же было не совсем так. Эпизод с чудесным спасением пилота присутствует в автобиографической книге Экзюпери «Планета людей». Там описано, как Гийоме шел по заснеженной пустыне несколько суток, непрестанно повторяя имя жены Ноэль. Сент-Экзюпери действительно принимал участие в его поисках, но это явно было не так рискованно и поэтично, как показано в фильме.
«Сент-Экзюпери» мог бы стать фильмом о преодолении себя в экстремальной ситуации, вроде «Выжившего». Такие наметки в ленте действительно есть, но они перевешиваются сказочными подробностями, связанными с придуманными прообразами повести «Маленький принц», которых писатель якобы встретил во время поисков друга. Этот мифопоэтический контекст абсолютно оправдан, поскольку, согласно теории Борхеса о четырех типов сюжета, летна укладывается в историю поиска и обретения, а вымышленные подробности обнажают архетипическую подоплеку данной ситуации.
Рассматривать «Сент-Экзюпери» как классический байопик было бы в корне неверно, но тем он и интереснее. Помимо истории выживания и волшебной сказки, здесь ощутимо даже присутствие элкментов жанра производственной драмы, связанной с доставкой авиапочты. Слоганом компании «Авиапосталь», по сюжету, является фраза «почта важнее жизни». В картине это категоричное утверждение изящно зарифмовано с событиями Второй мировой войны, так что, в конечном итоге, капитализм здесь убедительно уравнивается с фашизмом!
Кадры с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий